logo search
А

Дунстан

Во второй половине десятого века в Англии стал подвизаться Дунстан - богатый и образованный человек, хорошо знакомый с музыкой, скульптурой, живописью. Он ратовал за восстановление монашества. В англосаксонских землях все монашествующие принадлежали к бенедиктинскому ордену - самому первому католическому монашескому ордену. И вот Дунстан стал из других земель звать монахов-бенедиктинцев помочь восстановить монашество в Англии. Он основал большое аббатство (монастырь). При короле Эдгаре он стал пользоваться неограниченной властью. В 958 году он получил вустерскую епископскую кафедру, к которой на следующий год была присоединена лондонская кафедра. В 960 году папа римский провозгласил его архиепископом Кентерберийским.

Став архиепископом, Дунстан старался поднять нравственный уровень духовенства. Он ополчился на появившееся после датского нашествия мирское духовенство, имевшее жен. В представлении Дунстана все зло было именно в этом мирском духовенстве. В этом вопросе Дунстан, как и многие другие служители, впал в крайность. Он думал, что истинный служитель Христа должен быть обязательно свободен от семейной жизни. Но дело совсем не в этом, а в том, принадлежит ли сердце человека всецело Христу. Если христианин не живет брачной жизнью, то это еще не говорит о том, что его сердце всецело отдано Христу. Воздержание от брачной жизни не гарантирует от того, что в нашем сердце не будет каких-либо идолов: идола материального богатства, или идола властолюбия, или идола чувственных наслаждений. Воздержание от брачной жизни не подняло духовный уровень служителей церкви, а наоборот, во многих случаях даже снизило его. Недаром апостол Павел писал: "Во избежании блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор.7,2). Лишь как исключение, отдельные молодые и здоровые люди могли воздерживаться от брачной жизни, не разжигаясь при этом плотскими вожделениями. Христос не требует от Своих служителей безбрачия, но Он ждет, чтобы их сердца были вполне преданы Ему. Семейная жизнь может стать для каждого христианина, для каждого служителя церкви хорошей христианской школой. Воздерживаясь от брачной жизни, многие служители церкви были тайными, а иногда и явными прелюбодеями.

Все это упустили из вида Дунстан и подобные ему служители. Ревнуя о сложившейся на Западе традиции обязательного безбрачия духовенства, они видели в этом единственный путь истинного служения Богу. Постепенно все семейные служители ими увольнялись. Надо сказать, что когда Дунстан ополчился против мирского духовенства, то для этого были причины. После датского нашествия к церковным должностям хлынули люди, далекие от Христа. Надо было бы ревновать о возрождении духа апостольского христианства, о возрождении духа первохристианства, о возрождении учения Христа, о рождении свыше. Дунстан же начал не с того конца.

Началась борьба между сторонниками безбрачия духовенства и сторонниками так называемого мирского духовенства. За сравнительно короткий срок в Англии было восстановлено и вновь открыто сорок семь монастырей. Принятие монашества широко открывало двери ко всем церковным должностям. Многие служители принимали монашество ради продвижения по служебной лестнице. Много планов вынашивал в своей голове Дунстан, но возобновление датских нашествий в конце десятого века расстроило большинство из них.

Вместе с другими североевропейскими странами от нашествия норманнов страдала и соседняя с Англией Ирландия. Норманнами принято было называть северогерманские племена - датчан, шведов, норвежцев. Буквально слово "норманн" означает: "северный человек". Пользуясь раздорами среди местных племен, норманны или, вернее сказать, датчане, покорившие и шведов, и норвежцев, быстро захватили всю Ирландию. Однако за обладание главным ирландским городом Дублином норманны сами передрались между собой. В результате этого они ослабили себя и не смогли крепко осесть в Ирландии. Общаясь с ирландскими христианами, многие норманны приняли христианство. Христианство в Ирландию проникло из англосаксонских земель, следовательно, это было христианство с западными католическими особенностями, хотя и сами ирландцы добавили кое-какие свои формы. Но подчиняться власти римского папы ирландские епископы не хотели, папских представителей они не принимали. Лишь к концу десятого века ирландское духовенство вступило в более тесную связь с папским римским престолом, надеясь в его лице найти помощь и поддержку. Через ирландцев и норманны, принявшие христианство, были впервые приведены в контакт с римско-католической церковью.