logo search
А

Духовный суд во дворце архиепископа

В марте 1378 года Виклифа снова призвали на духовный суд, на сей раз в Ламбетский дворец архиепископа. Еще не закончилось предварительное следствие, как большая толпа народа приступила к освобождению подсудимого. Испуганные епископы ограничились запрещением Виклифу распространять свои тезисы.

Отлученный папой от церкви, Виклиф продолжает распространение своих евангельских убеждений. Чтобы быть понятым народом, он начинает писать вместо латинского на английском языке. В это время он написал свое главное произведение: "Об истинности Священного Писания". Чем шире развертывалась его евангельская деятельность, тем больше он углублялся в страницы Библии, ища в них незыблемого фундамента для своего вероучения. На основании Библии, его тезисы провозглашали: "Церковь - это совокупность всех верующих"; "Глава Церкви - Христос". Истинное богословие для Виклифа - это знание Библии. В богословах он хотел видеть "пророков" своего времени, подобных пророкам Ветхого Завета.

"Монашество не имеет права на существование"

Он говорил и писал, что монашество, на основании Библии, не имеет права на существование и является пристанищем самых пагубных пороков. Его тезисы, направленные против монашества, были настолько действенными, что почти повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за труд.

"Библия должна быть книгой всенародной"

Виклиф, как ревностный исследователь Библии, горел желанием сделать ее всенародной книгой, и с этой целью взялся за перевод ее на английский язык. Это было величайшим делом его жизни. Лично сам он перевел Новый Завет. Его друг Николай Хирфорд сделал перевод Ветхого Завета. Перевод Библии на английский язык был сделан с Вульгаты, то есть с латинской Библии. Таким образом, Библия стала достоянием английского народа. С появлением Библии на английском языке всех последователей Виклифа стали называть в Англии "библейскими людьми".

"Проповеди Евангелия - первое место"

Виклиф считал проповедь Евангелия своей основной обязанностью. Он произнес великое множество проповедей, был решительным противником церковной иерархии, не находя в Библии ни малейшего основания для нее. Он был сторонником "пресвитерской" системы, то есть считал, что, на основании Евангелия, в каждой церкви должен быть только простой и бедный пастырь - пресвитер, задача которого - проповедовать Евангелие и пасти овец Христовых.

"Лолларды"

Еще папа Григорий XI дал Виклифу в своих буллах, проклинающих великого предшественника Реформации и его тезисы, кличку "лолларда", что означает "сеятель плевел". И это историческое прозвище "лолларды" оставалось за всеми последователями Виклифа и на дальнейшие времена стало их почетнейшим именем.

Евангельский взгляд на причастие

Летом 1381 года Виклиф выпускает свои знаменитые 12 тезисов относительно причастия (хлебопреломления), высказывая в них чисто евангельский взгляд на эту заповедь Христа, чем вызывает новую бурю негодования среди английского духовенства. Но Виклиф не дрогнул и перед этой бурей. Все смелее и решительнее несет он свои тезисы в народ и все больше приобретает себе друзей и последователей. Один из современников Виклифа писал - "Каждый второй человек в Англии - лоллард".

На суде у служителей папы

Оксфорд был центром лоллардов. Профессора Оксфордского университета были друзьями и единомышленниками Виклифа. Духовенство потребовало, чтобы они отреклись от своих взглядов. Проповедникам Евангелия, "бедным пастырям", которых Виклиф посылал с проповедью, стали запрещать проповедовать. И, наконец, 18 ноября 1382 года сам Виклиф, разбитый перед этим параличом, снова предстал в Оксфорде на суд служителей папы. Король и парламент были на его стороне. Поэтому дело ограничилось только допросом о его убеждениях. Его не отлучили и не лишили права священствовать. Он благополучно вернулся на свое служение в Люттеруорт и отсюда продолжал рассылать свои тезисы и сочинения во все концы Англии.