logo search
Бердинских В

Документ № 7 и. Киреевский5. Из статьи «в ответ а.С. Хомякову»

(…) Рассматривая общественное устройство прежней России, мы находим многие отличия от Запада, и во-первых: образование общества в малень­кие так называемые миры. Частная, личная самобытность, основа запад­ного развития, была у нас так же мало известна, как и самовластие об­щественное. Человек принадлежал миру, мир ему. Поземельная собствен­ность, источник личных прав на Западе, была у нас принадлежностью об­щества. Лицо участвовало в праве владения во столько, во сколько вхо­дило в состав общества.(...) Даже само слово право было у нас неизве­стно в западном его смысле, но означало только справедливость, прав­ду. Потому никакая власть никакому липу, ни сословию не могла ни даровать, ни уступить никакого права, ибо правда и справедливость не мо­гут ни продаваться, ни браться, но существуют сами по себе, независи­мо от условных отношений. На Западе, напротив того, все отношения об­щественные основаны на условии, или стремятся достигнуть этого иску­сственного основания.(...) Сколько бы мы ни были врагами западного просвещения, западных обычаев и т.п., но можно ли без сумасшествия ду­мать, что когда-нибудь, какою-нибудь силою истребится в России память всего того, что она получила от Европы в продолжение двухсот лет? Мо­жем ли мы не знать того, что знаем, забыть все, что умеем? Еще менее можно думать, что 1000-летие русское может совершенно уничтожиться от влияния нового европейского.(…)

Полное собрание сочинений И.В. Киреевского. Т. 1. – М., 1911. – С. 109 – 120.