logo search
А

Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный

Видной фигурой среди христиан на Руси в двенадцатом веке был Кирилл Туровский, живший в 1130-1182 годах. Родился он в городе Турове, недалеко от Минска. Приняв монашество, усиленно занимался чтением трудов видных христианских деятелей прошлых веков, изучив для этой цели греческий язык.

Кирилл принадлежал к числу тех людей, которые говорили, что не находят духовного удовлетворения в окружающей их действительности. Он решил удалиться от людей в специальный столп (башню), куда перенес свою библиотеку. Здесь им были написаны статьи, в которых выражалось стремление к познанию Бога и мира как творения Божия. Он установил связь с киево-печерским игуменом Василием. В обмене с ним мнениями он отмечал особую ценность инокской (монашеской) жизни, смотря на истинных монахов как на молитвенников за всех людей. Не удивительно, что у Кирилла были такие настроения, ибо окружающие его христиане были далеки от Христа, и он считал, что всегда должны быть особые люди, которые бы своим особым подвижничеством умоляли справедливого Судью отвратить Свой гнев от всех человеков. Не будем бросать камни осуждения в людей, подобных Кириллу Туровскому. По не зависящим от них обстоятельствам они могли некоторые духовные вопросы понимать не совсем правильно, но они делали необходимое дело - напоминали многим людям об их греховности, напоминали о суде Божием. Такие подвижники были предусмотрены Господом. В дальнейшем Кирилл получил большую известность и Киевским митрополитом был возведен в сан епископа города Турова. Им было написано много молитв. Как мы знаем, в первохристианстве не было принято пользоваться написанными молитвами (молитва "Отче наш" была лишь образцом всех молитв). Христиане молились своими словами по внушению Духа Святого, но во времена духовного застоя и заранее написанные молитвы приносили пользу. Хотя большинство формальных христиан машинально произносили заученные молитвы, но, конечно, были и такие христиане, которые, молясь заученными словами, вникали в содержание молитвы, вкладывая в нее сердце.

В дальнейшем существенным минусом поучений Кирилла Туровского стало его чрезмерное увлечение красноречием. Стремление к особо торжественному стилю речи наносило значительный ущерб ясности и понятности содержания его поучений.

Кирилл Туровский является религиозным писателем двенадцатого века. Но, к сожалению, в его проповедях все больше и больше чувствовалось отсутствие духовного назидания, оставалось лишь только блистание красноречием и остроумием. Он почти перестал назидать своих слушателей, а услаждал их слух изысканной речью. Правда, изредка он вспоминал о своем назначении и опять обращался к слушателям с краткими, простыми духовными поучениями.

Свое покровительство Кириллу оказывал князь Андрей Боголюбский. Русская православная церковь причислила Кирилла Туровского к лику святых. Как мы уже говорили, в сонмы русских святых, как правило, подавали видные князья, особенно если им пришлось пострадать от своих соперников, а также особо видные церковные деятели. Число таких людей все время умножалось. Справедливую оценку им даст Сам Господь.

Игумен Даниил - первый русский паломник

Говоря о христианстве на Руси в двенадцатом веке, следует упомянуть игумена Даниила (игумен - это один из монашеских, обычно настоятель монастыря). Даниил был первым русским паломником (путешественником), составившим описание Палестины, которое относится к первой половине двенадцатого века. Свое описание он назвал "Хождение". Это "Хождение" было очень популярно и распространялось во многих рукописных списках. В дальнейшем Даниил стал епископом в Юрьеве.

Даниил "Заточник"

Подвизался в двенадцатом веке еще один Даниил - "Заточник", который, по неизвестной нам причине, был сослан на север тогдашней Руси. Он черпал "сладость словесную и разум... аки пчела" из разных книг. Даниил с возмущением говорит о богачах, угнетающих народ, жаловался на дурных князей, и особенно поносил "злых жен", которые, по его мнению, нисколько не лучше многих развращенных византийских женщин. В произведениях Даниила нет какого-либо плана - это просто набор изречений, полных протеста против всяких злоупотреблений, монашеских беспорядков, безнравственности духовенства, угнетения слабого сильным.