logo search
А

Магомет (571-632 гг.)

Итак, в Аравии появился Магомет. Он происходил из некогда богатой, но обедневшей арабской семьи. Родился он в 571 году в городе Мекке. Родители Магомета принадлежали к арабскому племени корейшитов. Отец его Абдоллах был мелким купцом и умер до рождения сына. Вскоре умерла и мать. Маленький Магомет был отдан в пустыню на воспитание бедуинке Халиме (бедуины - это арабы-кочевники, занимавшиеся разведением верблюдов). Затем маленького Магомета взял к себе на воспитание его дядя - Абу-Талиб, человек очень бедный. Мальчик вскоре был вынужден сам себе зарабатывать на хлеб, нанимаясь пастухом к богатым жителям Мекки. Когда ему было двадцать четыре года, он поступил на службу к очень богатой вдове Хедидже и по ее торговым делам ездил с караваном верблюдов в Сирию - сначала погонщиком верблюдов, а затем приказчиком.

Хедиджа полюбила Магомета и против воли отца вышла за него замуж. Она было на пятнадцать лет старше его. Магомет стал богатым человеком. После смерти Хедиджи он взял себе сразу несколько жен!

С детства Магомет был подвержен припадкам, по всей вероятности, это были припадки эпилепсии. После таких припадков он обычно продолжительное время находился в угнетенном состоянии, и ему не раз приходила мысль о самоубийстве. В седьмом веке, когда Магомет начал свою деятельность, вся Аравия была погружена во мрак идолопоклонства. В главном храме в Мекке находилось триста шестьдесят идолов, которым арабы приносили жертвы. Каждое арабское племя имело своего племенного идола, каждая арабская семья имела своего семейного идола. В городах было много ремесленников, занимавшихся изготовлением идолов, которых они продавали бедуинам. Над всеми богами и богинями арабы признавали одного верховного Бога, которого именовали "Аллахом", то есть Всевышним, а всех своих мелких богов и богинь называли детьми Аллаха.

С сорока лет Магомет стал задумываться над религиозными вопросами. Он довольно часто уединялся в пещеры, чтобы в одиночестве предаваться размышлениям. Подолгу он любил беседовать о религии. Беседовал он и с иудеями, которые были рассеяны по всей Малой Азии. Они ему говорили о едином Боге, Творце вселенной. Вера иудеев в единого Бога пришлась по душе Магомету, так как у него уже давно нарастал внутренний протест против идолопоклонства, распространенного в Аравии. Затем, беседовал Магомет и с христианами, но это были главным образом ариане, сторонники учения Ария, жившего в четвертом веке и учившего, что Христос не равен Богу Отцу, а является лишь первым из сотворенных Богом существ. Эти ариане в свое время бежали на восток от преследований официальной христианской церкви; немало их оказалось и в Аравии. От них Магомет услышал утверждения о Христе как о богоподобном человеке.

Есть основания предполагать, что сам Магомет не читал Библии - ни Ветхого, ни Нового Заветов. Он знал лишь кое-что из Талмуда (то есть из еврейского толкователя Библии). О Талмуде он услышал от евреев. Отдельные рассказы о Евангелии он слышал от христиан-ариан. Зная, что ариане бежали от преследования людей, которые тоже называются христианами, но несколько иначе понимают Евангелие, Магомет решил, что, очевидно, это самое Евангелие содержит противоречия, если люди по-разному его понимают, и поэтому он даже не стал стремиться должным образом изучить его.

Себя Магомет считал исключительной, из ряда вон выходящей личностью. Уединяясь в пещере, он постился и тосковал. И вот однажды, во время пребывания в пещере, ему, якобы, явился ангел, который предложил ему выступить в качестве пророка-основателя истинной религии. Магомет не сразу доверился этому видению, он даже заподозрил себя в сумасшествии, но домочадцы и родственники, жаждавшие прославления своего рода, стали уверять его, что это было откровение. Вскоре Магомет стал получать одно откровение за другим. Бедуинка Халима, которая воспитывала Магомета, вспомнила, что в раннем детстве у него однажды был сильный припадок, сопровождавшийся каким-то видением.

Магомет окончательно перестал верить в идолов и уверовал, что имеется только один Бог - Творец Вселенной (Аллах) и что он (Магомет) избран быть пророком Аллаха. Он стал высказывать резкие мысли против язычества, против идолопоклонства. Он не называл иудейство и христианство ложными религиями, но говорил, что по повелению Аллаха он даст более истинную религию. Очевидно, вначале он не хотел сочетать свою религию с уже существующими религиями иудейства и христианства.

Провозглашенную им религию Магомет назвал исламом, Арабское слово "Ислам" означает "покорность" - имеется в виду покорность воле Божией. В дальнейшем последователей этой религии стали называть мусульманами (персидское слово "мусульман" происходит от арабского слова "муслим", что означает "приверженец ислама").

В своей религии Магомет провозгласил шесть основных принципов: 1) вера в единого Бога; 2) вера в ангелов Божиих; 3) вера в "писание Божие"; 4) вера в пророков Божиих; 5) вера в воскресение мертвых и в день суда; 6) вера в предопределение Божие.

Кроме шести этих догматических принципов ислама, Магомет объявил четыре практических требования, которые обязан выполнять каждый верующий: 1) молитва с предварительными омовениями; 2) раздача милостыни; 3) пост; 4) паломничество в Мекку на родину Магомета.

"Писанием Божиим" Магомет объявил то писание, которое Аллах дает через него, а себя провозгласил самым главным пророком Аллаха. Иисуса Христа Он назвал великим пророком, но значительно меньшим, чем он (Магомет). Веру во Христа, как в Бога, он объявил заблуждением.

Первых последователей Магомет нашел между своими друзьями и родственниками. Когда вся его семья, его жены и дети признали его пророком, он публично выступил и потребовал, чтобы племя корейшитов, к которому он принадлежал, признало его пророком. Это публичное выступление кончилось тем, что ему пришлось бежать из Мекки в Медину, ибо народ стал грозить смертью объявившемуся пророку.

В Медине для него сложились более благоприятные обстоятельства. Некоторые именитые лица заинтересовались его взглядами и стали оказывать ему покровительство. Образовалась партия, поддерживающая его. Учение Магомета было гораздо выше, гораздо нравственнее тех языческих верований, которые были в то время у арабов. Он выступил за ограничение нравственной распущенности. Нельзя умолчать об одной отталкивающей черте его характера. Уча других, он исключал себя из общего правила, считая, что главному пророку Аллаха все дозволено. Свою распущенность он оправдывал своими "откровениями". Надо отметить, что Магомет был пламенным оратором, он горел огнем громадного энтузиазма и был искренне убежден в своей необыкновенной миссии, не подозревая того, что стал ложным пророком.

Свет перемешивался с тьмою в начале деятельности этого выдающегося человека. Он горел искренним желанием покончить с идолопоклонством и утвердить веру в единого Бога, и в то же время жажда власти, славы и греховные наклонности обуревали его сердце. Большое влияние на всю его деятельность имела его тяжелая психическая болезнь. Обычно все его очередные "откровения" сопровождались очередными припадками эпилепсии. "Откровения" Магомета записывались его слушателями по его приказанию. Впоследствии из этих записей составился Коран - священная книга мусульман (слово "коран" означает "чтение"). Беседы о Библии, которые слышал Магомет, безусловно оставили след в его памяти. Если в Коране имеется некоторый свет, то этим он обязан Библии.

Минусом Корана является беспорядочное расположение глав и многие извращения, вызванные тем, что Магомет не имел истинного откровения, не держал в руках Библии, а по-своему излагал некоторые библейские события, вспоминая при этом устные рассказы иудеев и христиан, которые они ему в свое время рассказывали.

В Коране, как и в Библии, упоминается об Адаме, Ное, Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, Моисее, Аароне, Давиде, Соломоне и других мужах веры. Говорится и об Иисусе, сыне Марии. Но все это выглядит весьма хаотично. Вспоминая ранее слышанные рассказы, Магомет многое перепутал. Так, например, он спутал советника Агасфера Амана с советником фараона, Марию (Мариамь), сестру Моисея и Аарона, перепутал с матерью Иисуса. Коран, поскольку он содержит некоторые мысли Библии, может в какой-то мере просветить сердца, стремящиеся к свету, но он не указывает верного пути спасения, которым является Сам Христос. В литературном отношении Коран стоит гораздо ниже некоторых арабских литературных произведений, которые были до него.

По утверждению Магомета и его последователей, Коран еще до создания мира был написан на небе, а затем через "откровения" передавался Магомету.

Бегство Магомета из Мекки в Медину, имевшее место в 622 году, считается началом мусульманского летосчисления. Именно с этого года началась активная, публичная деятельность Магомета.

Большое значение в распространении ислама имеет обращение в ислам Омара, который стал ближайшим сподвижником Магомета. Вначале Омар был ярым врагом Магомета и его учения. Он ревновал об идолопоклонстве, распространенном в Аравии. Но затем в его убеждениях происходит резкий перелом. Он проникается идеями о едином Боге, начинает верить в Магомета как в истинного пророка Божия. Многие историки считают, что настоящим основателем ислама следует считать Омара, а не Магомета, ибо без Омара ислам бы пал. Омар получил от Магомета звание "халифа" (арабское слово "халифе" означает "преемник", "наместник", "заместитель"). Он стал правой рукой Магомета, а после его смерти - руководителем мусульман. Это был очень талантливый человек, обладавший выдающимися способностями полководца. Имея большие связи с именитыми людьми, он расположил многих из них в пользу ислама.

Аравия была населена арабскими племенами, которые нередко враждовали друг с другом. Омар выдвинул идею объединения всех арабов вокруг ислама и создания единого, сильного арабского государства. Он вынашивал планы - под знаменем ислама победоносно пройти по многим странам. Магомет целиком и полностью оказался во власти своего заместителя.

До появления Омара Магомет старался распространять свое учение только посредством убеждений. Теперь же он от убеждений стал переходить к оружию. В 630 году Магомет взял Мекку, из которой ему ранее пришлось бежать. Он уничтожил триста шестьдесят идолов Меккского храма и превратил его в величайшую святыню ислама. С этого времени Мекка стала центром ислама, все ее население было силой оружия заставлено принять присягу на верность Магомету.

О Магомете говорит один исследователь ислама: "Он был мирный проповедник, пока не вынул меча из ножен". И вот этот меч начал сверкать в его руках. Религия Магомета стала превращаться в религию разбоя, в религию захватнической политики Омара. Мусульманам стали внушаться такие мысли: "Капля крови, пролитая за дело Божие, или ночь, проведенная под оружием, имеют более цены, чем два месяца поста и молитвы. Всякий, погибший в битве, получает прощение грехов, в день суда раны его будут сиять, как киноварь, и благоухать, как мускус, и его потерянные члены будут заменены крыльями ангелов и херувимов". Ко всем воинам был направлен призыв: "Сражайтесь дальше! Сражайтесь дальше и не бойтесь! Рай находится в тени ваших мечей. Ад с его огнем позади каждого, кто бежит от битвы; кто падает в битве, тому рай открыт".

После захвата Мекки сторонники Магомета стали постепенно захватывать всю Аравию, объединяя арабские племена в единое арабское государство. Магомет присвоил себе власть пророка, священника и главы государства. Он пытался на свою сторону привлечь иудеев, живших в Аравии, но они ему отвечали, что его учение не тождественно с библейским учением, и упрекали его в слабом знании Библии. Тогда Магомет ополчился против евреев и выбросил из своего учения порядки и обычаи, позаимствованные у них. Он приказал вместо субботы праздничным днем считать пятницу, во время молитвы всем мусульманам обращаться лицом к Мекке, а не к Иерусалиму; вместо еврейских постов установить специальный мусульманский пост - Рамадан. Вторая сура (глава) Корана полна нападок на иудеев.

Успехи вскружили голову пророку. Если в начале своей деятельности он был относительно скромным человеком, верящим в свои откровения, то постепенно, чувствуя силу и почву под ногами, он превращался в тирана, развратного старика и сознательного сочинителя ложных откровений. Придя к власти, он беспощадно стал казнить всех, кто смеялся над его учением. Когда Магомет прогневался на евреев, была устроена резня, многие евреи были вырезаны целыми семьями, многие, спасаясь, бежали из Аравии; многие женщины и дети были проданы в рабство бедуинам. Магомет завел гарем для своих жен, который все время пополнялся. Готовясь к завоевательным войнам, он обещал своим воинам право собственности на пленных женщин, как награду за храбрость.

Не сразу Магомет и его помощник Омар сломили сопротивление своих противников. По всей Аравии действовали отряды, сопротивлявшиеся Магомету.

Захватив Аравию, Магомет стал выходить на международную арену того времени. Он направил свои посольства к главам двух сильных государств: к персидскому царю Хозрою и к византийскому императору Ираклию, требуя от них принятия ислама и признания Магомета пророком Божими. Ираклий очень вежливо принял посольство Магомета и так же вежливо отклонил его притязания, а Хозрой порвал послание Магомета на мелкие клочки, не пожелав читать его, сказав при этом, что он сотрет арабов с лица земли. В своем самопревозношении Хозрой был посрамлен, ибо вскоре в 633 году вторгшиеся арабские войска разгромили персидскую армию, захватили всю персидскую территорию, в том числе и Месопотамию (Ирак), которая была раньше покорена персами. С персидской территории, несколько позднее, арабы проникли в пограничные с Персией области Кавказа и насадили там ислам.

В 632 году Магомет заболел смертельной болезнью. Почувствовав, что его силы слабеют, он в Мекке перед четырнадцатью тысячами мусульман произнес свою последнюю проповедь, заявив при этом, что сознает свою пророческую миссию перед Богом оконченной. После этого он переехал в Медину. 8 июля, неожиданно собравшись с силами, он пришел в мечеть (храм), соединенную с его домом, и простился с молящимися. Через несколько часов он умер на руках своей любимой жены Аиши. Было ему 63 года. По всей вероятности, он перешел в вечность без раскаяния и угрызения совести, и кровь, пролитая им, последует за ним до белого престола Судьи - Христа.