logo search
А

Омар (убит в 644 г.)

Халиф Омар вскоре после смерти Магомета принял в свои руки всю государственную и религиозную власть. Государство, возглавляемое Омаром, стало называться халифатом. Омар именовался не только халифом, то есть преемником, но и имамом (арабское слово "имам" означает "находящийся впереди"). В дальнейшем, имамами назывались мусульманские деятели, обладавшие, кроме государственной и военной власти, также и религиозной властью. Кроме того, Омар стал именоваться эмиром (арабское слово "эмир" означает "вождь").

Халиф, имам и эмир Омар после смерти Магомета продолжал захватническую политику. Разгромив Персию, он стал насаждать там ислам. Сразу после разгрома Персии он напал на Византию. Сирия, Палестина и часть Египта были отторгнуты от Византийской империи. В 637 году в городе Иерусалиме, на горе Сионе, Омар построил мечеть (мусульманский храм). До Иудейской войны на этом месте стоял иудейский храм, который в 70 году был стерт с лица земли римлянами. В том же 70 году евреи были рассеяны римлянами из Палестины по всему тогдашнему миру. Когда войска Омара вторглись в Палестину, евреев там было незначительное количество. Там были арабы, которые уже успели туда переселиться из Аравии; были греки, а также и представители других народностей.

Византийскому императору Ираклию не удалось удержать в своих руках Палестину, Египет и Сирию. В это время сильно активизировались языческие славянские племена, которые делали постоянные набеги на северные границы Византии. В связи с этим Ираклий не мог все свои войска бросить против Омара. Этим и объясняются успехи Омара в Сирии, Египте и Палестине. Он делал попытки продвинуться дальше и захватить всю Византию, но это ему не удалось. После войны с Омаром владения Ираклия сильно уменьшились. Теперь в состав Византийской империи входила только Греция. Греция была довольно обширной, в ее состав входила и та территория, которую сейчас занимает Турция. Кочевые племена огузов-предков турок проникли на эту территорию значительно позднее. В северном Египте также преобладало греческое население.

В восточных провинциях Византийской империи, особенно в деревнях, еще процветало язычество. Окончательный удар язычеству нанесли войска Омара, которые в ряде случаев огнем и мечом принуждали язычников принять ислам. К христианству и иудейству арабские завоеватели отнеслись несколько иначе. Омар называл иудейство и христианство хотя и истинными, но недостаточно совершенными религиями, говоря, что они уже выполнили свою миссию в определенный период времени и что теперь на новом этапе нужна новая религия. Омар не сжигал иудейские синагоги и христианские храмы, но сказал, что будет облагать иудеев и христиан повышенным налогом, если они не будут переходить в ислам. Нашлись некоторые формальные христиане, которые ради того, чтобы не платить высокий налог, изъявили желание принять ислам. Ясно, что такие "христиане" никогда не имели в сердце Христа.

Затем в отношении христиан появился ряд особых законов. Был запрещен колокольный звон, крест не должен был больше выставляться снаружи церквей, христианам не позволялось устраивать публичные похороны, - всюду они должны были уступать дорогу мусульманам. За проявление христианином непочтительного отношения к мусульманину предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни.

Завоевания Омара, которые он совершил в седьмом веке, положили начало возникновению целого ряда арабских народов. В Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии арабы осели на долгое время и в конце концов слились с местным населением. Поскольку арабский язык оказался более совершенным, чем языки народов этих завоеванных стран, то он вытеснил местные языки и стал господствующим языком Египта, Сирии и других стран. Но при слиянии с этими народами арабы переняли кое-что и из их языков. Поэтому сейчас население Египта, Сирии и других арабских стран говорит на разных диалектах арабского языка.

К концу своего правления Омар окончательно овладел всем Египтом, сломив сопротивление местного населения. В каждой провинции в завоеванных землях им были поставлены арабские наместники с мусульманским войском. Неверные, то есть люди, не принявшие ислам, не имели права носить оружие. Омар был предан религиозным убеждениям ислама, но этого нельзя сказать об основной массе его воинов. Жадность, стремление к наживе, к обогащению за счет покоренных народов влекли большинство из них к завоеваниям. После одной из битв Омар отдал приказ - излишек добычи отдать тем храбрецам, которые знают наибольшее количество изречений из Корана. И оказалось, что ни один воин не знает ни одного изречения из Корана, кроме одного изречения: "Нет Бога кроме Бога, и Магомет - Его пророк".

По образу своей жизни Омар резко отличался от Магомета. Он вел очень строгий образ жизни, подвергал себя всевозможным ограничениям; его можно назвать мусульманским аскетом. В 644 году Омар был убит в Медине персом Абу-Лулу Фирузом. После Омара халифом стал зять Магомета - Осман. В его правление была кровопролитная борьба за власть в халифате. В 656 году Осман был убит за чтением Корана. В 661 году власть захватил Моавия, ставший основателем династии Омейядов. Свою столицу он перенес из Мекки в Дамаск.

В седьмом веке арабы проникли в Среднюю Азию, где дошли до Бухары и Самарканда, проникли в Индию, а в Африке дошли до Алжира.

Арабский халифат превратился в обширную империю. Неоднократно в этой империи вспыхивали кровопролитные вооруженные столкновения в борьбе за власть. Эти внутренние распри ослабили дальнейшее наступление арабов; в ряде завоеванных земель они стали терять почву под ногами, и им пришлось уйти из многих земель. Но в конце седьмого века они вновь начали ряд наступательных войн и захватили снова ранее завоеванные земли.

С распространением арабского владычества быстро распространялся ислам; его охотно принимали покоренные народы, ибо все, принявшие ислам, освобождались от высоких налогов. Кроме того, ислам привлек многих простотой своего учения. Истинное же евангельское учение не было известно многим людям. В последующие века единый арабский халифат в результате внутренней борьбы распался на ряд отдельных эмиратов.