logo search
А

Контрольные вопросы

1. В чем заключался уход церкви от первохристианства в начале пятого века?

2. Роль монашества в V веке. Отрицательная и положительная стороны монашества.

3. Блаженный Августин (354-430 г.). Его противостояние донатизму, пелагианству; его ошибка в своем учении о предопределении.

4. Охарактеризуйте несторианский спор и связанный с ним Третий вселенский собор в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II.

5. Охарактеризуйте Четвертый вселенский собор (в Халкидоне) в связи с евтихианством (монофизитством) при императоре Маркиане в 451 году.

6. Как мы должны относиться к несторианству и монофизитству?

7. Патриаршества в V веке. Папа римский Лев I. На чем основал он ложное самовозвышение?

8. Дайте краткую характеристику распада Римской империи. Как сохранилось христианство во время этого распада?

9. Культ девы Марии и святых угодников (V в). Охарактеризуйте.

Лекция 6. Христиане в шестом веке

Территориальное деление патриархатов

Из всех государств, существовавших в шестом веке в западной части бывшей Римской империи, самым большим и самым сильным государством была Франкская империя. К пятому веку христианская церковь состояла из пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского. Во главе каждого патриархата стоял епископ, имеющий почетное наименование патриарха. В результате распада Римской империи четыре восточных патриархата - Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский - оказались на территории Византийской империи, и только римский патриархат был в западной части бывшей Римской империи. Сильное Франкское государство, перед которым трепетали все мелкие королевства, взяло римского патриарха (папу) под свою защиту.

Таким образом, с шестого века римский патриархат христианской церкви оказался территориально оторванным от других четырех патриархатов, находившихся на территории Византии. Формально еще не было разделения в христианской церкви, но фактически уже создались предпосылки для самостоятельного развития двух частей христианской церкви: западной (католической) и восточной (православной).