logo search
А

Император Деций

В 249 году, после убийства Филиппа, на престол взошёл Деций. Его правление отличается первым повсеместным гонением на христиан. Если при других императорах в одних областях империи гонение было сильное, а в других местах менее заметное, то при Деций в равной мере оно одновременно коснулось всех областей Римской империи. Деций решил восстановить язычество во всем его прежнем блеске, а христианство решил одним ударом совершенно искоренить. Он потребовал от всех римских наместников во всех частях Римской империи восстановить прежние законы против христиан и выполнять их. В течение двух лет в римских провинциях было сожжено много христиан, многие были замучены до смерти. Это гонение по своим масштабам превзошло все гонения, которые были раньше. И это гонение обнаружило печальное духовное состояние самих христиан. Большинство из них были очень слабы в духовном отношении. Это результат того, что христиане отклонились от прямого пути.

Через водное крещение младенцев в их рядах появилось много таких людей, которые только формально назывались христианами. Епископы уже слишком возвеличились, мечтали о еще большей власти и постоянно ссорились друг с другом. Многие христиане думали не столько об угождении Христу, сколько о том, как бы приспособиться к окружающему языческому миру и обеспечить себе спокойную жизнь.

Дионисий, епископ Александрийский, описывает, какое действие произвел на многих христиан эдикт (указ) императора Деция, запрещавший поклонение Христу: "Многие знатные граждане подчинялись эдикту; некоторые были побуждены к этому страхом, других принуждали друзья. Многие стояли бледные и дрожащие, не желая подчиниться нечестивым обычаям и не будучи готовы претерпеть до смерти. Иные переносили муки и пытки, доходящие до высокой степени, но под конец сдавались". Все это было следствием духовного усыпления и лаодикийского состояния христиан. Сам Дионисий вскоре тоже был казнен по приказу императора. Умер в тюрьме и выдающийся богослов Ориген, который писал, что атмосфера христианства отравлена, что светский дух прокрался в церковь, что служители церкви начинают склоняться к гордости, роскоши и алчности.