logo search
Бердинских В

Земская, городская и судебная реформы

Ликвидация крепостничества диктовала необходимость реформ в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения.

В 1864 г. была проведена земская реформа, в ходе которой в уездах и губерниях создавалась система органов местного самоуправления. Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские – формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. При этом выборы в уездные собрания были организованы так, чтобы обеспечить преимущества дворянам-землевладельцам. Исполнительными органами земств стали земские управы – уездные и губернские. В земских управах было обеспечено абсолютное преобладание дворян: 89,5% гласных всех губернских управ (1,5% - крестьяне, 9% - прочие). В тех губерниях, где дворянско-помещичье землевладение отсутствовало или было незначительным, а также в национальных районах с малым числом русских помещиков земство не создавалось. Всего к концу 70-х гг. оно было введено в 34 из 50 губерниях Европейской России.

Земствам запрещалось заниматься политической деятельностью. Они выполняли чисто хозяйственные функции, в частности, ведали продовольствием, местными промыслами, страхованием имущества, почтой, школами, больницами. Но даже такая деятельность земства была поставлена под контроль властей. Любое постановление земских собраний могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Тем не менее земства имели большое прогрессивное значение. Они наладили статистику по хозяйственным вопросам, культуре и быту, распространяли агрономические знания, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю. Особенно велика их роль в развитии народного образования и здравоохранения. К 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, что составило почти половину всех школ в стране. Врачей на селе до введения земств вообще не было.

Меньшее значение имела проведенная в 1870 г. городская реформа, строившаяся на тех же, лишь еще более суженных, принципах, как и земская. Это объяснялось большей традиционностью взглядов купцов и промышленников, которые в основном занимались делами городских учреждений. Городская дума и городской глава вели прежде всего хозяйственные дела и играли большую роль в благоустройстве городов, развитии транспорта, жилищного строительства, местной промышленности, торговли, здравоохранения и образования.

Городское управление было поставлено под еще более строгий контроль властей. И все-таки городская реформа была значительным шагом вперед по сравнению с «Городовым положением» Екатерины II. Она создавала намного лучшие, чем прежде, условия для развития городов. Сейчас городские органы самоуправления руководствовались уже не сословными, а общегражданскими интересами горожан.

Из всех реформ 1861 – 1874 гг. наиболее последовательной стала реформа суда, в которой буржуазное начало было выражено с наибольшей силой. Дореформенный суд был сословным, целиком зависел от администрации. В нем царили тайна судопроизводства, телесные наказания, произвол, продажность и волокита. Отсутствовала адвокатура. В ноябре 1864 г. царем были утверждены новые судебные уставы. Они вводили вместо феодальных сословных судов цивилизованные судебные учреждения, общие для всех сословий с одним и тем же порядком судопроизводства.

Важнейшими принципами, на которых строилась реформа, являются:

а) независимость суда от администрации,

б) несменяемость судей,

в) гласность,

г) состязательность судопроизводства.

В уголовных судах вводился институт присяжных заседателей из населения, которые решали, виновен подсудимый или нет. Для оказания юридической помощи населению и для защиты обвиняемых был создан институт адвокатов (присяжных поверенных).

Появилось три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Единой кассационной инстанцией для всех судов являлся Сенат. Он мог отменить решение любого суда, кроме Верховного уголовного, назначаемого по высочайшему повелению в исключительных случаях для рассмотрения наиболее важных политических дел.

Непоследовательность и ограниченность реформы заключалась в том, что сохранялись особые суды для крестьян (волостной суд) и духовенства (консистория). Остался ведомственный суд и для военных. Очень условной оказалась несменяемость судей, сохранились инквизиторские приемы следствия, произвол, продажность и волокита в судах. Новые судебные уставы вводились только в 44 губерниях из 82. Несмотря на это, судебная реформа была самым крупным в истории России шагом к правовому государству.