logo search
Бердинских В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. курс лекций. ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В IX — XVII ВЕКАХ

Лекция 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ

Лекция 2. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

В XIV — XVI ВЕКАХ

Лекция 3. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

Раздел II. РОССИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Лекция 1. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Лекция 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ

Лекция 3. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Раздел III. КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СТАНОВЛЕНИЕ

КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (1914 — КОНЕЦ 1930-х гг.)

Лекция 1. Первая мировая война — катализатор мирового исторического процесса. Россия в 1917 г.

Лекция 2. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Лекция 3. ПОИСК СОВЕТСКИМ РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», НЭП

Лекция 4. Советское общество в период «форсированного строительства социализма»

Раздел IV. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ (1939 — 1990-е гг.)

Лекция 1. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 — 1945 гг.

Лекция 2. СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ (1945 — 1985 гг.)

Лекция 3. ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1985 — 1990-е гг.)

II. ПРАКТИКУМ

Основные положения государственного образовательного стандарта

по курсу «Отечественная история»

Содержание основных тем курса «Отечественная история»

Основная литература по курсу

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

ХРЕСТОМАТИЯ

Тема 1. Древнерусское государство

ТЕМА II. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ

Тема III. «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» И ДАЛЬНЕЙШЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ В XVII ВЕКЕ

Тема IV. Модернизация России в XVIII веке

Тема V. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ XIX вЕКА В РОССИИ

Тема VI. Общественно-политические доктрины и движения в России в XIX веке

Тема VII. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ И ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Тема VIII. РОССИЯ В 1917 ГОДУ: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ

Тема IX. Россия советская (1918 – 1920 гг.)

Тема X. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕРИОД «ФОРСИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА» В СССР (КОНЕЦ 20-х – НАЧАЛО 30-х гг.)

ТЕМА XI. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР

Тема XII. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 – 1945 гг.)

Тема XIII. СССР после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.)

Тема XIV. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА. (1985 – 1991 гг.)

Тема XV. РОССИЯ В 1990-е гг. XX века – начале XXI века: СМЕНА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПО КУРСУ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Примерные вопросы для экзаменов

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые учебно-методические материалы включают в себя учебник и практикум (хрестоматию, планы семинарских занятий, темы контрольных работ для студентов заочного отделения и примерные вопросы для экзамена по курсу «Отечественная история»).

Материалы подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения и с учетом примерной программы дисциплины «Отечественная история», утвержденной Министерством образования РФ 3.07.2000 г. Они служат пособием для студентов дневного отделения, изучающих курс «Отечественной истории», а также предназначены для оказания помощи студентам заочного отделения в самостоятельном изучении курса.

В учебник включены документы, охватывающие все периоды отечественной истории с древнейших времен до конца ХХ века. Авторы стремились опубликовать в первую очередь материалы по ключевым проблемам истории России. Приведены источники, содержащие различные оценки современниками наиболее важных исторических событий и выдающихся личностей. История России рассматривается в контексте истории мировых цивилизаций, в ее связях с другими народами.

Опубликованные материалы позволяют судить как об общих закономерностях российской истории, так и ее особенностях. Источники содержат различные или даже противоположные мнения участников о событиях прошлого, что дает возможность альтернативного объяснения исторического процесса, способствует активизации творческой, познавательной деятельности и самостоятельного мышления учащихся.

Хрестоматия, входящая в состав пособия, имеет учебно-познавательный характер. Наиболее эффективно она может быть использована параллельно с материалами предложенного учебника по истории России, а также учебниками для вузов, рекомендованными Министерством образования РФ.

Хрестоматия построена на основе проблемно-хронологического принципа. Большинство документов приведено в извлечениях и отрывках. Часть документов публикуется под их официальным или исторически сложившимся названием, часть – под заголовком, отражающим проблемно-тематический характер их содержания. Тексты документов сопровождаются краткими примечаниями, вопросами для самоконтроля.

В пособии содержатся также примерные планы семинарских занятий и темы контрольных работ по всем темам курса и указана основная литература к ним.

Для всех студентов изучение отечественной истории представляет особый смысл и интерес. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества. Для любого человека память – основа логики, мышления; общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, и наше будущее.