logo search
А

Рождение современного баптизма (1609 г.)

Движение анабаптистов, принявшее в шестнадцатом веке самые широкие размеры, как бы оно ни было прекрасно в своей умеренной части, например, в Швейцарии или Голландии, где оно, под руководством Менно Симонса, вылилось в большое движение меннонитов, - все же не может считаться колыбелью современного баптизма.

Где же и как родились современные баптисты? История их появления такова: среди англичан, бежавших в Голландию от религиозных гонений в Англии, был Джон Смит. Врач по специальности, он был членом небольшой группы конгрегационалистов в северной Англии. К этой группе принадлежали также Томас Хелвис и Джон Муртон.

В 1608 году мы видим группу Джона Смита в столице Голландии, в Амстердаме. Здесь Смит становится руководителем этой группы, и в том же 1608 году выходит его книга: "Различия в церквах нонконформистов". В этом сочинении автор зовет церкви к жизни и служению по образу апостольского христианства.

В Амстердаме Джон Смит вступил в тесную связь с голландскими меннонитами и воспринял от них учение о крещении по вере. В одном своем сочинении, написанном еще в 1609 году, Смит открыто исповедует свои баптистские принципы. Он говорит, что крещение младенцев не основано на Новом Завете. Христос заповедал сперва научить человека и только потом его крестить.

Смит перешел от слов к делу: он крестил себя сам, а потом совершил крещение над остальными членами своей группы. Но, сомневаясь в правильности самокрещения, Смит решил присоединиться к меннонитской общине в Амстердаме, и с ним присоединилась к ней и часть его группы. Смит умер в 1612 году.

Среди неприсоединившихся к меннонитам членом группы был Томас Хелвис.

Хелвис написал несколько очень важных богословских трудов, в которых он высказал вероучение современных баптистов.

Чем же, в основном, разнится современный баптизм от анабаптизма шестнадцатого века? В признании военной службы, присяги и участии в общественной жизни, что категорически отвергалось анабаптистами.