logo search
А

Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества

Семнадцатый век в истории христианства характеризуется также событием в русской православной церкви, именуемым расколом. Православие на Руси раскололось на два лагеря, в основном из-за исправления богослужебных книг.

Это произошло на соборе 1654 года, когда был принят новый "Служебник", которым в православной церкви вводились некоторые нововведения, и среди них одно вызвало особенно большую оппозицию: это замена двуперстия трехперстием.

Православие на Руси раскололось на "никоновцев" и "старообрядцев". Во главе одного лагеря стоял в дни раскола патриарх Никон, во главе другого лагеря - протопоп Аввакум.

"Раскольники" шли на страдания и смерть. Дикие непроходимые леса и болота севера были свидетелями большой религиозной драмы русского народа.

Вождь старообрядцев, Аввакум, был сожжен на костре, завещав в последний раз собравшейся многочисленной толпе народа молиться, слагая двуперстие. Но старообрядчество не долго существовало как цельное движение; впоследствии оно раскололось на многочисленные "толки" и "согласия".

Контрольные вопросы

1. Тридцатилетняя война католиков и протестантов (XVII в.). Густав Адольф. "Вестфальский мир".

2. Рождение пиетизма (Филипп Яков Шпенер, Август Герман Франке, и др.). Сущность пиетизма XVII в.).

3. Рождение конгрегационализма (независимых). О. Кромвель.(XVII в.).

4. Рождение современного баптизма. (1609 г.).

5. Рождение движения квакеров (друзей ).(XVII в.).

6. Раскол в русском православии. Рождение старообрядчества. (XVII в.).

Лекция 18. Христиане в восемнадцатом веке

Восемнадцатый век в истории христианства - это век дальнейшего развития пиетизма, приведшего в конце концов к образованию так называемой "Братской общины" в Гернгуте (в Саксонии) и через нее оказавшего свое влияние на великое множество христиан во всем мире. Пиетизм восемнадцатого века породил так называемую "языческую миссию", то есть проповедь Евангелия языческим народам.

Особенно ярким событием в истории христианства восемнадцатого века является рождение "Методистской церкви".

Наконец, восемнадцатый век, как век называемого "Просвещения", наложил свою печать и на богословие, породив в восемнадцатом веке "новое богословие", богословие "модернизма", богословие "рационализма".