logo search
А

Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап

Конец шестого столетия можно считать границей между древней и средневековой христианской историей. В 590 году в Риме на папский престол был избран Григорий, вошедший в историю христианства под именем Григория I Великого. С его именем связаны большие перемены в христианстве. Он родился в 540 году в Риме, в знатной римской семье. После смерти отца он получил богатое наследство и все пожертвовал на церковные нужды. Он основал семь монастырей, шесть из них находились в Сицилии, а седьмой он поместил в своем собственном доме в Риме. Григорий продал все свои золотые вещи и драгоценные камни, вырученные деньги раздал бедным и стал в своем римском доме, превращенном в монастырь, вести строгий аскетический образ жизни. Хотя он и был основателем монастыря, но выполнял сначала в нем физическую работу. Свободное время он уделял чтению и молитвам.

Через некоторое время он стал аббатом своего монастыря. В 590 году римский сенат и духовенство единогласно избрали его на папский престол. Сначала он отказывался, говоря, что недостоин такой чести, но затем согласился.

Возведенный на папский престол, Григорий I продолжал жить очень скромной жизнью, отличаясь большой щедростью в раздаче милостыни. Нуждающиеся люди толпами осаждали его папский дворец в Риме, и он старался помочь многим. Он убеждал и других епископов поступать так же. В одном из своих выступлений он сказал: "Ни один епископ не должен думать, что достаточно только читать и проповедовать, и в то же время закрывать дающую руку. Его рука должна быть щедрой; он должен считать нужды других своими; он должен давать нуждающимся; ибо без этих качеств звание епископа есть суетный и пустой титул".

Богатство римской папской кафедры давало возможность Григорию проводить благотворительную деятельность в широких масштабах. Им был создан особый отряд служителей, которые искали на улицах больных и очень бедных людей, чтобы оказать им помощь. Прежде чем он садился за трапезу, с его стола бралась часть пищи и относилась голодным, стоявшим у дверей его дворца. Если до него доходили слухи о чьей-либо смерти от голода, то он налагал на себя суровое покаяние за свою нерадивость в распределении даров Божиих среди людей.

К восточным епископам Григорий относился вначале как к независимым от римского папского престола. Много времени он уделял богословским занятиям. Не стоял он в стороне и от политики, хотя и говорил, что вынужден этим заниматься ввиду сложности обстановки, но сердце его больше лежит к духовной работе. А обстановка в Риме и во всей Италии была действительно очень сложная. Германское племя готов, наводнившее Италию во время падения западной Римской империи, впоследствии смешалось с коренным римским населением. Но во время Григория такого тесного смешения еще не было, постоянные стычки между отдельными группами населения не прекращались. В это напряженнное время многие обращались за помощью к римскому папе, пользовавшемуся большой популярностью как у римлян, принявших христианство, так и у готов, принявших христианство. Незаметно Григорий стал фактическим правителем Рима и всей Италии. В своем лице он сосредоточил духовную и политическую власть.

Почувствовав почву под своими ногами, Григорий стал ревновать о еще большем укреплении своей гражданской и духовной власти. Именно Григорий явился основоположником могущества римских пап. Цели у него были благие: он все это делал вначале не для личной выгоды, а, как он думал, для блага ближних, дабы навести твердый и образцовый порядок. Преемники Григория, получившие после него могущественный римский папский престол, могущество папского престола использовали не для блага ближних.а для своей собственной земной славы. Сам того не ведая, Григорий заложил основы для будущей папской тирании.