logo search
А

Роль Августина в донатистском вопросе

В начале пятого века сильно активизировались донатисты (называемые так по имени епископа Доната). Еще в четвертом веке они отделились от официальной церкви. Отделение это произошло не на почве каких-либо догматических разногласий, а на почве борьбы епископов за власть в церкви. В начале пятого века эта отделившаяся и увеличившаяся в своей численности партия стала вести себя очень воинственно, ведя борьбу против христиан официальной церкви. Римские власти издали ряд законов, направленных против донатистов. За оскорбление духовенства официальной церкви, которая с четвертого века именовалась католической (всемирной) или ортодоксальной (православной) церковью, предусматривались строгие меры, вплоть до смертной казни. Особенно много донатистов оказалось в Иппоне, где был епископом Августин. Он неоднократно приглашал донатистов на собеседования, чтобы в духе мира и любви поговорить с ними, но они уклонялись от этих собеседований. Августин написал поэму, в которой излагал историю донатистского раскола и призывал всех к единству". "В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь" - таков был лозунг Августина, которого он придерживался в своей епископской деятельности. Несмотря на то, что донатисты злобно поносили Августина, он увещевал их в духе кротости. Группа донатистов даже пыталась совершить террористический акт против Августина, но Господь не допустил этого. Потеряв совершенно христианский дух, озлобленные своими неудачными попытками захватить епископские кафедры официальной церкви, донатисты все чаще и чаще прибегали к террору. Римский проконсул в Африке через духовенство официальной церкви хотел выявить активных донатистов, но Августин заявил, что он не будет писать доносы на них, доколе существует закон о смертной казни.

В июне 411 года в Карфагене состоялось собеседование с донатистами, в котором принял участие и Августин. "Когда на собеседование вошли донатисты, им предложили сесть, но их глава заявил, что они с нечестивыми не сядут и предпочтут стоять. На собеседовании Августин призывал к единству, к взаимному прощению обид, тем более, что никаких догматических разногласий у донатистов с официальной церковью нет. Августин еще раз напомнил, с чего начался раскол. Он начался с того, что во времена Константина в четвертом веке епископ Донат, добиваясь для себя большей власти в церкви, стал обвинять епископа Цецелиана в том, что его рукополагал епископ, во время гонений бывший предателем, а поэтому Цецелиан не может быть епископом. Но поддержку получил Цецелиан, любимый верующими, а не Донат. Участники собеседования призывали донатистов к примирению. Но донатистский епископ Гавденций заявил, что если бы его насильно заставляли присоединиться к официальной церкви, то он заперся бы в храме вместе со своими приверженцами, поджег бы его и сгорел бы в пламени. На этом собеседование закончилось. О последующей истории донатистов мало известно, число их стало уменьшаться, и к седьмому веку они совсем исчезли.