logo search
А

Характеристика богослужений в III в.

Теперь нам остается дать характеристику богослужений в третьем веке. К концу третьего века служители церкви уже окончательно выделились в особое духовное сословие, отделившись от основной массы верующих. Церковь удалилась от первохристианства, нарушив принцип всеобщего священства. Кроме диаконов, была введена еще низшая степень служителей, так называемые иподиаконы, которые должны были помогать диаконам, а также заботиться о сосудах, необходимых для хлебопреломлений.

Если раньше высшие служители церкви, то есть наблюдатели за общинами, назывались епископами, то затем появились и архиепископы, то есть старшие епископы. В третьем веке появилось и новое наименование среди высшего духовенства, так называемые митрополиты. В Греции главный город каждого округа назывался митрополией или матерью-городом. И епископы главных городов стали именоваться митрополитами. Епископы же таких крупнейших городов, как Рим, Александрия, Антиохия, стали требовать для себя более громких наименований. Их стали именовать патриархами или папами. Такие громкие титулы отнюдь не способствовали смирению служителей, а, наоборот, способствовали процветанию гордости. Бог же, как известно, гордым противится.

Христианские церкви в третьем веке не имели единого центра, попытка римского епископа распространить свое руководство на все христианство закончилась провалом. Руководители общин, в которых в свое время трудились апостолы, претендовали на руководящее положение в христианстве.

В третьем веке при постройке молитвенных домов стали перегородкой отделять часть помещения, предназначенного для служителей церкви (духовенства). Здесь за перегородкой находился стол для совершения хлебопреломления. Со временем это сооружение превратилось в алтарь храма.

Посетители христианских богослужебных собраний делились на две категории: на оглашенных и верных. Человек, уверовавший во Христа и проходящий испытательный срок перед крещением, именовался оглашенным, то есть ознакомленным с учением Христа. После принятия крещения он переходил в категорию верных, то есть полноправных членов общины, и допускался до участия в хлебопреломлении. Во время хлебопреломления всем оглашенным предлагалось покинуть молитвенный дом, остаться могли лишь одни верные. По мере того, как все больше внедрялось крещение младенцев, такое деление в христианской общине становилось менее заметным.

При приеме обращенных ко Христу в категорию оглашенных над ними совершалась молитва с возложением рук, и они осенялись крестным знамением. Затем осенение крестным знамением стало принимать более широкие размеры и стало применяться христианами во время каждой молитвы.

На крещение переставали смотреть, как на сознательное обещание верности Христу, а стали ему придавать таинственное возрождающее действие. Тертуллиан, Ориген и Киприан подчеркивали, что крещение имеет смысл в том случае, если душа крещаемого расположена ко Христу, особенно Тертуллиан выступал против поспешного преподавания крещения. Но большинство христиан не внимали этим здравым наставлениям, и крещение стало терять свой первоначальный смысл, превращаясь в обряд. Первым христианским деятелем, в трудах которого упоминается о крещении младенцев, является Ириней.

В третьем веке стало терять свое первоначальное значение и хлебопреломление. Стали умножаться учителя, которые учили, что хлеб и вино - это не просто символы, но что они буквально при совершении молитвы превращаются в тело и кровь Христа.

Христианские богослужения в третьем веке состояли в первую очередь из чтения Слова Божия, которое читалось на латинском и греческом языках. Если же община состояла из представителей других народностей, то Слово Божие читалось сначала по-гречески или по-латыни, а затем переводилось на местный язык переводчиком.

После чтения следовала проповедь на тему прочитанного текста. Проповеди вначале носили собеседовательный характер, откуда они и получили название гомилии (то есть собеседований), но затем стали практиковаться и тематические проповеди, то есть проповеди на какой-либо определенный вопрос. Проповедь занимала по времени главное место в богослужебном собрании. Молитвы еще совершались своими словами, а не по молитвенникам, хотя уже прилагались старания совершать молитвы по заранее написанным текстам, что также является уходом от первохристианства, ибо молиться надо своими словами, идущими от сердца. Значительное место в христианском богослужении занимало пение. Оно состояло, главным образом, из пения ветхозаветных псалмов, которые все пелись на один мотив. Но появлялись и гимны, написанные на христианские темы.

В третьем веке сложился обычай перед хлебопреломлением зачитывать списки христиан, отдавших свою жизнь за Христа. Это не было молитвой за них, - молитвы за умерших еще не практиковались, - а это было проявлением уважения к их памяти. Затем стали зачитывать списки вообще умерших, кого их родные хотели вспомнить. Таким путем церковь постепенно подходила к поминовению за упокой.

В апостольский период не было специального расписания постов. Пост, то-есть усиленную молитву с воздержанием от пищи, каждый христианин совершал по своему усмотрению, когда чувствовал, что искушения одолевают его, или когда готовился принять какое-то особое служение, - одним словом, когда была острая нужда в особой усиленной молитве. К третьему веку среди христиан сложился обычай постом отмечать два дня в неделю, в воспоминание о предательстве Иуды и в воспоминание о распятии Христа. Причем пост этот состоял в полном воздержании от пищи до определенного часа. Был пост в смысле некоторого воздержания от пищи и перед Пасхой.

В отношении празднования седьмого дня восточная часть христианства отличалась от западной. С первых дней своего существования христианские общины на Западе отмечали день воскресный богослужебным собранием и хлебопреломлением. Восточные же христиане, под влиянием соседства иудеев, считали необходимым отмечать и Моисееву субботу. Они объединили эти два дня и считали день Господень (воскресенье) продолжением Моисеевой субботы. Оба эти дня отмечались богослужебными собраниями. Именно здесь, на Востоке, появился у христиан обычай всю ночь с субботы на воскресенье проводить в молитве (всенощное бдение).

Отпевание умерших и панихид в третьем веке в полном смысле не было; похороны состояли из пения псалмов, чтения соответствующих мест Священного Писания и соответствующей проповеди для христиан, принимающих участие в похоронах. Молитвы об упокоении души не возносились.

В третьем веке практиковалось в годовщину смерти выдающихся мучеников за веру Христову, в их память и в назидание христиан, рассказывать об их мученической кончине и возносить за них благодарность Богу. Впоследствии этот благочестивый обычай принял другие формы: на его почве вырос культ святых мучеников, которым стали возносить молитвы.

В третьем веке в молитвенных домах не было никаких изображений, ни статуй, ни картин. Но к концу третьего века стали появляться некоторые символические изображения: например, пастуха, несущего ягненка, как символ "доброго пастыря", или голубя, как символ Духа Святого. Изображений Христа еще не было, Его общепринятый теперь портрет сложился позднее. Христиане первых веков держали в своих сердцах только духовный образ Христа, светящего светом правды и любви.

Среди христиан было не редкостью мнение, что безбрачная жизнь выше брачной. Некоторые фанатики старались бросить тень на святость брака и утверждали, что истинный служитель Божий не имеет права иметь семью. Конечно, брак дело добровольное и нельзя человека заставить жить брачной жизнью, если он не хочет этого. Но это неправильное мнение, что женатый человек не может себя всецело* посвятить Христу. Семья - это лучшая школа христианина. Ни Христос, ни Его апостолы никогда не говорили, что служитель Божий должен быть обязательно безбрачным. Однако в третьем веке нередко слышались голоса, призывающие к тому, чтобы служители церкви были безбрачными и этим отличались от рядовых верующих. Мы знаем, во что это впоследствии вылилось, когда в последующие века определенной категории духовных лиц запрещалось вступать в брак.

Перед нами прошла картина гонений христиан в третьем веке, прошла картина их ошибок и заблуждений. Господь допускал огонь испытаний до Церкви Своей. Нам полезно вспомнить слова о Моисее из книги "Исход": "И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста" (Исх. 3,2-4).

Почему не сгорал этот куст? Почему ветхозаветный Израиль не был истреблён? Почему Церковь Христова не была уничтожена в мире сем? Потому что Бог был в терновом кусте, Бог был среди Израиля. Бог был среди Церкви Своей. И хотя христиане и спотыкались и заблуждались, но всегда во все века были и есть среди них сердца, любящие Христа, в которых он живет Духом Своим Святым. А любящим Бога все содействует ко благу, все испытания идут на пользу. При всех испытаниях верный христианин помнит, что эти испытания ничто по сравнению с лучезарной бесконечной вечностью; какие бы ни были испытания, но второе пришествие Христа не отменится, Царство Божие не упразднится, и врата ада не одолеют Церковь Христову. А под Церковью Христовой имеются в виду не все христиане, а те, сердца которых являются храмом Духа Святого, то есть в сердцах которых первое место занимает Христос.

В послании к Смирнской церкви, которая символизирует второй период христианства - от конца первого века до начала четвертого, Христос говорит такие слова: "Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, - впрочем ты богат, - и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи. они не таковы, но сборище сатанинское" (Откр. 2,9). Эти пророческие слова относятся к верным христианам этого периода. Может быть, некоторые из них заблуждались в отдельных второстепенных вопросах, но они искренне любили Христа.

А как понимать эти слова Христа: "Говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы?" Здесь имеются в виду лжехристиане этого периода, которые именовали себя христианами, но не были таковыми. В этот период и, в частности, в третьем веке такие христиане стали появляться. Во втором веке таковыми лжехристианами были гностики, в третьем веке - те духовно мертвые христиане, которые искали не близости со Христом, а компромисса с языческим миром.