logo search
Бердинских В

История как наука. Принципы изучения истории

Развитие человеческого общества представляет собою сложный, многогранный процесс. В истории существовали и существуют различные социальные организмы, народы, цивилизации; все они обладали особыми чертами, которые накладывали определенный отпечаток на ход развития человечества. При поверхностном взгляде может показаться, что в истории царит хаос, что ни одна наука не в состоянии установить связи и закономерности в эволюции человеческого сообщества. Однако исторический процесс не является иррациональным потоком событий. История обладает своей внутренней логикой, но постичь ее можно только в том случае, если мы осознаем специфику истории как науки.

В отличие от естественных и технических наук, история как наука гуманитарная не имеет строгих объективных законов. В истории действуют закономерности, которые в той или иной степени реализуются в зависимости от обстоятельств. Это связано именно с тем, что действующие лица истории — люди, индивидуумы, движимые собственными потребностями, интересами, амбициями и эмоциями. Поэтому можно дать следующее определение истории:

История — это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности, многообразии и противоречивости с целью понимания его прошлого, настоящего и перспектив будущего. В переводе с греческого historia означает «рассказ о прошедшем, об узнанном».

Воссоздание нашего прошлого и установление закономерностей исторического развития происходит на основе изучения исторических источников. Историческими источниками мы называем все то, что создано в процессе человеческой деятельности и несет в себе информацию о различных сторонах жизни общества. В принципе любой предмет, к которому мы прикасаемся сейчас, по прошествии определенного времени превратится в исторический источник.

Все исторические источники подразделяются на несколько групп:

· вещественные (их поиском и изучением занимается, в частности, наука археология; это, например, фрагменты сооружений, предметы обихода, орудия труда, монеты, украшения);

· письменные (любые тексты на камне, папирусе, пергаменте, бересте, бумаге и других материалах);

· этнографические (культурно-бытовые предметы, имеющие древнее происхождение, но сохраняющиеся в обиходе определенных групп общества — народные музыкальные инструменты, традиционная одежда, обувь, домашняя утварь, игрушки, народные промыслы);

· устные (легенды, басни, сказки, поговорки, песни, приметы);

· аудиовизуальные (фотографии, киноматериалы) и другие.

При изучении конкретного исторического события или целого периода из нашего прошлого историкам приходится решать непростую задачу. Как воссоздать целостную картину из фрагментов, содержащихся в отдельных источниках? Как примирить противоречивые оценки современниками одного и того же исторического персонажа? Нередко бывает, что несколько письменных источников совершенно по-разному описывают одно и то же явление. Чтобы успешно разрешить все эти проблемы, наука выработала несколько принципов изучения истории.

Принцип историзма. Следование этому принципу предполагает, что все события и явления прошлого изучаются в своем развитии, как динамическая система; кроме того, каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходившими в то время. Особенно важно учесть, что научный подход не позволяет оценивать исторические факты и личности с абстрактных, вневременных позиций. Необходимо воссоздание исторического контекста, стремление к проникновению в атмосферу эпохи. Даже для профессиональных ученых это очень сложная задача, ведь в конечном счете мы должны посмотреть на изучаемое событие или исторического героя глазами наших предков, иногда очень далеких. Однако другой способ познания прошлого заведет нас в тупик.

С принципом историзма очень тесно связан принцип объективности. Он требует критического анализа данных разных источников, отказа от стереотипов мышления, от возможных собственных симпатий и антипатий. Добросовестный исследователь не должен произвольно отбирать одни факты и игнорировать другие, искажать факты или подгонять их под заранее созданные схемы. Именно отсутствием объективности страдала отечественная историография советской эпохи, когда были засекречены многие архивные документы, способные подорвать официальную, коммунистическую трактовку истории России.

В последнее время некоторые ученые считают необходимым выделить еще один общий принцип изучения истории — принцип приоритета общечеловеческих ценностей над политическими, идеологическими, классовыми и другими. Это означает, что исторические события должны оцениваться не только с позиций общеисторического прогресса или целесообразности. Не менее важно понять, чем обернулось это событие для людей, живших в то время. Особое значение приобретает этот принцип тогда, когда речь идет о глубоких реформах, революциях, разного рода социальных экспериментах. Оправдывает ли заманчивая цель средства, когда встает вопрос о жизни людей, невольно становящихся заложниками эксперимента? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но не задаваться им мы просто не имеем права, если хотим понять свое прошлое и чему-то у него научиться.