Оязычивание христианства
Итак, печальную картину мы видим во времена Константина. С одной стороны, мы видим отрадную картину: христиане выпущены из .тюрем, гонений на них больше нет, но, с другой стороны, мы видим быстрое оязычивание христианства, христианские храмы заполняют люди, весьма далекие от Христа, люди, внутренне остающиеся язычниками. Именно со времен Константина стали с неимоверной быстротой умножаться такие христиане, которые по своей жизни ничем не отличались от язычников.
Но все ли христиане были в этот период таковыми? Христос в посланиях к семи церквам, о которых мы читаем в книге Откровения, обращается к "ангелу" церкви. Некоторые богословы полагают, что под ангелом следует разуметь пресвитера церкви. Но это очень узкое толкование. Под словом "ангел" в этих посланиях следует разуметь всех любящих Христа христиан, ибо все любящие Христа люди являются Его вестниками, а слово "ангел" означает "вестник".
В истории христианства всегда были, есть и будут любящие Христа сердца, Его вестники, Его ангелы. Христос в Своих семи посланиях не обращается к тем, кто, называясь христианином, является язычником, но только к тем, кто искренне любит Его. Эти любящие Христа люди могли, в зависимости от условий, не совсем верно понимать некоторые второстепенные вопросы, но самое главное то, что они любят Христа, а поэтому и являются Его ангелами. В одни периоды христианства таких ангелов было больше, в другие меньше.
И во времена Константина, когда в основной своей массе христианство переживало великое падение, были любящие Христа души, и к ним обращается Христос со словами: "Побеждающему дам вкушать сокровенную манну". Вот эти ангелы, эти верные ученики Христовы, любящие Христа, и являются Его Церковью, которую, по обетованию Христа, врата ада не одолеют. Если мы говорим о том, что во времена Константина сатана установил престол свой в церкви, то под словом "церковь" мы имеем в виду церковную организацию, возглавлявшуюся римским императором Константином. Эта церковная организация численно росла, но в духовном отношении в своей массе падала вниз. Что же касается сердец, любящих Христа, то в них сатана не мог поставить свой престол. "Врата ада" не одолевают тех людей, в чьих сердцах горит огонь любви ко Христу.
Административное зачисление язычников в христианство
Император Константин чем дальше, тем все больше и больше давал власть в руки епископов, рассматривая их как своих ближайших чиновников. Постепенно на язычников оказывалось все большее давление с целью заставить их перейти в христианство. Постепенно Константин подходил к такому моменту, когда он намеревался одним росчерком пера всех подданных Римской империи в административном порядке зачислить в христианство.
Донатистский спор
Во времена Константина в церкви возникли два больших спора, на которых нам следует остановиться. Прежде всего, поговорим о споре донатистов. После смерти епископа Карфагенского Менсурия было созвано совещание близживущих епископов и некоторых пресвитеров для избрания нового епископа Карфагенского. Пресвитеры Ботр и Целесий, каждый для себя, жаждал получить кафедру епископа Карфагенского. Но епископом Карфагенским был избран уважаемый диакон Цецилиан. Ботр и Целесий возглавили оппозицию против Цецилиана.
В конфликт вмешался епископ Донат, созвавший церковное совещание из семидесяти человек и объявивший посвящение Цецилиана в епископы незаконным на том основании, что Цецилиана посвящал епископ, который во время гонений, ради спасения своей жизни, выдал гонителям церковные книги и имущество. Цецилиан отказался признать решение этого собрания, возглавляемого Донатом. Тогда Донат со своими сторонниками заявили о своем выходе из общей церкви и о том, что они теперь представляют из себя особую, истинную церковь. Цецилиан и другие епископы объявили Доната и его сторонников сектантами, отделившимися от истинной всеобщей христианской церкви.
Слух об этом дошёл до императора Константина. По его указанию в 313 году в Риме был назначен собор из двадцати епископов. Решение состоялось в пользу Цецилиана, который призвал Доната к примирению и соединению. Но донатисты отвергли это предложение и просили Константина еще раз пересмотреть дело с привлечением епископов из Африки, Италии, Сицилии и других мест. В 314 году Константин повелел для рассмотрения этого дела созвать епископов из разных римских провинций. Это было самое большое собрание епископов, до сих пор такого собрания еще не было. Решение снова было в пользу Цецилиана.
Донатисты просили императора в третий раз рассмотреть их дело и хотели, чтобы Константин лично вынес решение. В 316 году Константин единолично еще раз рассмотрел это дело и подтвердил решения в пользу Цецилиана. Он предпринял ряд репрессивных мер против донатистов, но затем сказал, что предоставляет это дело суду Божию. На этом конфликт не кончился. К донатистам примкнул и ряд других епископов. Сам по себе вопрос, из-за которого получился спор, настолько ничтожен, что о нем и не следовало бы упоминать на страницах истории, если бы он не повлек за собой серьезные последствия. Секта донатистов, возникшая во времена Константина, существовала в продолжение трех столетий. И возникла она не на почве расхождения в учении, не на почве каких-либо других важных вопросов, а только на почве несогласия с избранием Карфагенского епископа. Если бы у епископов было должное христианское смирение, любовь и стремление к миру, то они не стали бы из-за ничтожного вопроса раздувать такой конфликт, который длился три столетия. Гордость, алчность и тщеславие были причиной этого конфликта. Среди донатистов появились "пророки", которые уверяли, что Бог благоволит только к донатистам.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме