logo search
А

Знамя Константина

В четвертом веке трудился Евсевий - первый христианский историк (родился он в 263 году, умер в 340 году), перу которого принадлежит много трудов. Евсевий лично видел это знамя Константина. По словам Евсевия, длинная рукоятка знамени была покрыта золотом. На верхушке был венец, составленный из золота и драгоценных камней, в венце изображен был знак креста с начальными буквами имени Спасителя. Под этим венцом находился портрет императора из золота, а под ним перекладина, с которой спускался четырехугольный пурпурный флаг, окаймленный драгоценными камнями. Это знамя было названо императорской хоругвью. Константин приказал носить его впереди войска. Были выделены пятьдесят человек для охраны знамени.

Вскоре войска Константина встретились с войсками его соперника Максентия. Константин одержал победу, войска Максентия были разбиты, а сам он на другое утро был найден мертвым в реке Тибре. Победоносно вошёл Константин в Рим, повелев нести перед собой отрубленную голову Максентия.

Забота о личной славе

Было ли у Константина истинное обращение ко Христу? В этом можно весьма усомниться. Надо полагать, что у него суеверный страх перед языческими богами уступил место суеверному страху перед Христом. Войдя в Рим, Константин прежде всего позаботился о том, чтобы его статуя была воздвигнута в городе с изображением креста в руке. Здесь явно видно его желание прославить в первую очередь свою собственную персону и уже между прочим отметить, что в победе ему помог тот Бог, Которому поклоняются христиане.

Политические цели Константина

Расправившись со своим главным соперником Максентием, честолюбивый Константин затем одержал победу и над другими соперниками, став единым императором великой Римской империи. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, направленные против христиан.

Константин понимал, что репрессиями с христианством ничего не поделаешь, тем более теперь, когда христиане весьма размножились. Он, как умный политик, понял, каких успехов он может достигнуть, если сумеет приспособить христианство для своих политических целей. Он, безусловно, понимал, что в нравственном отношении христианство стоит неизмеримо выше языческих верований. Но вне сомнений, Константин в те годы не пережил полного переворота в своей жизни, который мы называем обращение. Можем ли мы себе представить такого верного ученика Христова, который повелел бы отрубленную голову своего врага нести перед собой?

Верховный жрец язычников

Факты говорят о том, что Константин в те годы был далек от истины. Его статуя стояла в языческом капище среди языческих богов, и он ее оттуда не удалял. Он был грубый, бесцеремонный и властолюбивый. В течение своей жизни он истребил почти всех своих родственников. Убил он и свою жену Фаусту и сына Криспа, подозревая их в заговоре. Хотя он и называл себя христианином, но в то же время именовал себя и верховным жрецом язычников. Крещение Константин принял только в 337 году, перед самой смертью, очевидно надеясь, что крещение очистит его от прежних грехов.

Официальное соединение христианской церкви с римским государством

В 313 году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Суеверный Константин совершил этот шаг с надеждой, что христианский Бог, в силе Которого он убедился, поможет ему в битвах за обладание всем миром. Боялся Константин прогневить и языческих жрецов, ибо все его эдикты в отношении христиан были вначале очень осторожны. Но, чем дальше, тем все больше Константин оказывал предпочтение христианству. Из своей казны он сделал много пожертвований на строительство христианских храмов. Он окружил себя христианскими епископами, они сопровождали его и на войне, и в путешествиях.

Если уже во втором и третьем веках наблюдались некоторые уклонения христианской церкви от первохристианства, то со времен Константина началось величайшее падение церкви. Численно христианские общины стали быстро расти, но духовный их уровень катастрофически падал. Служители стали благословлять то, что было совершенно несовместимо с учением Христа. Современник Константина историк Евсевий рассказывает, что один из епископов в лести императору зашел так далеко, что вызвал укор даже от самого императора, который был вынужден прервать его.

Константин фактически руководил всем епископатом христианской церкви, без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Он освободил из тюрем и рудников всех христиан, возвратил им их конфискованное имущество. Он обещал почетные должности всем тем, кто примет христианство. Ради выгоды многие римские чиновники и офицеры стали объявлять себя христианами, на самом деле в сердце своем оставаясь язычниками.