logo search
book_hr

Идеология реформаторского движения

В 70 — 80-х годах XIX в. Китай сталкивался со все новыми и новыми домогательствами западных держав. Наиболее значительный конфликт этих лет привел к китайско-французской войне 1884 — 1885 гг., закончившейся поражением Китая. Спустя десять лет войну против Китая начала Япония. И в этой войне Китай снова потерпел ряд поражений, что привело к новому натиску империалистических держав. Цинское правительство было вынуждено заключать кабальные договоры, предоставлять иностранным капиталистам железнодорожные концессии, давать согласие на создание в стране так называемых «сфер влияния». Захваты империалистов и капитулянтская политика Цинов вызвали в стране волну возмущения и стимулировали борьбу против феодально-монархического режима, в которой принимали участие самые различные слои китайского общества.

В 1895 — 1898 гг. большой размах получило либерально-реформаторское движение китайской буржуазии и помещиков во главе с Кан Ювэем (1858— 1927). В июне 1898 г. реформаторы были привлечены императором Гуансюем к управлению государством. Этот период их деятельности вошел в историю Китая под названием «ста дней реформ». В общей сложности за это время было издано более 60 указов, направленных на создание в стране условий для развития капиталистического уклада. Однако 21 сентября 1898 г. сторонники императрицы Цыси организовали дворцовый переворот. Руководители реформаторов были казнены, за исключением Кан Ювэя, Лян Цичао и Ван Чжао, которым удалось бежать за границу.

Свои реформаторские идеи Кан Ювэй теоретически обосновал в книге «Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя». Но он был также автором и оригинальной социальной утопии, развитой сначала в «Комментариях к «Лиюнь», а затем в большом труде «Датуншу». В утопии Кан Ювэя конфуцианская идея Великого единения противопоставлена принципу борьбы за существование, на рубеже XIX — XX вв. символизировавшему в представлении китайцев Запад в целом.