logo
book_hr

Контрольные вопросы

  1. Как понимается К. Н. Леонтьевым процесс развития? Каковы три его основные стадии и характерные признаки каждой из них?

  2. К. Н. Леонтьев считает, что описанные им закономерности процесса развития в полной мере распространяются и на развитие социальных систем — культур, цивилизаций, государств. Если Вы согласны с таким подходом, приведите конкретные примеры. Если нет, то каковы Ваши контраргументы и Ваша трактовка исторического процесса?

  3. Как определяет К. Н. Леонтьев понятия формы вообще и государственной формы в частности?

  4. Идеи свободы, равенства, благоденствия К. Н. Леонтьев называет «догматами веры». Как аргументирует свою точку зрения автор и каково Ваше к этому отношение?

  5. Почему процесс распространения и претворения в жизнь эгалитарно-либеральной идеологии К. Н. Леонтьев считает «антитезой процессу развития», «процессом разложения»?

  6. Как определяется К. Н. Леонтьевым понятие государства?

  7. Какие основные признаки соответствуют, по мнению автора, периоду «цветущей сложности» государств?

  8. «Государственная форма, — пишет К. Н. Леонтьев, — у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях от начала до конца». Если Вы согласны с этим утверждением, то что представляет собой эта «главная основа» русской государственности, а также государственности других стран и народов?

Как выглядит, с Вашей точки зрения, соотношение общего и особенного применительно к политическим системам современного мира?

  1. Прокомментируйте рассуждение К. Н. Леонтьева о «правоте» и «неправоте» сторонников идеи прогресса и консерваторов «в теории» и «на практике». Что означают слова К. Н. Леонтьева: «До дня цветения лучше быть парусом или паровым котлом; после этого невозвратного дня достойнее быть якорем или тормозом…»?

  2. Обсудите следующие высказывания К. Н. Леонтьева о европейской цивилизации:

«Европейское наследство вечно и до того богато, до того высоко, что история еще ничего не представляла подобного».

«Цивилизация европейская сложилась из византийского христианства, германского рыцарства (феодализма), эллинской эстетики и философии… и из римских муниципальных начал. <…> Муниципальное начало… (буржуазия)… победило все остальные и исказило (или, если хотите, просто изменило) характер и христианства, и германского индивидуализма, и кесаризма римского, и эллинских, как художественных, так и философских, преданий».

Приведите конкретные примеры в подтверждение или отрицание точки зрения автора.

  1. Прокомментируйте следующее высказывание К. Н. Леонтьева:

«Соединенные Штаты — это Карфаген современности. Цивилизация очень старая, халдейская, в упрощенном республиканском виде на новой почве в девственной земле».

  1. Основную причину разложения и гибели государств (культур, цивилизаций) К. Н. Леонтьев усматривает «в психологии человеческой». Согласны ли Вы с таким подходом? Какими видятся Вам человеческая природа и ее роль в истории человечества?

  2. «Цивилизации обыкновенно надолго переживают те государства, которые их произвели», — пишет К. Н. Леонтьев. Прокомментируйте это замечание и приведите примеры.

  3. «Цивилизация, культура есть… сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, лично-нравст­вен­ных, философских и художественных), которые вырабатываются всей жизнью нации. Она, как продукт, принадлежит государству; как пища, как достояние, она принадлежит всему миру». Прокомментируйте это определение К. Н. Леонтьева. Если Вы согласны с ним, то что представляют собой, с Вашей точки зрения, те «сложные системы идей», которые лежат и лежат в основе различных типов государственности (русской, западноевропейской, американской, арабо-мусульманской, индо-буддийской, китайско-конфуцианской и т. д.)?

  4. Обсудите леонтьевские прогнозы о создании «федеративной Все-Европы» и его последствиях в контексте современных проектов «общеевропейского дома».

  5. Прокомментируйте следующее высказывание К. Н. Леонтьева:

«Необходимо помнить, что нововводители, рано или поздно, всегда торжествуют, хотя и не совсем в том смысле, которого они сознательно искали. Положительная сторона их идеала часто остается воздушным замком, но их деятельность разрушительная, ниспровергающая прежнее, к несчастию, слишком часто бывает практична, достигает своей отрицательной цели».

  1. Что такое эвдемонизм? Почему автор называет его «безумной религией»?

  2. Как представлял себе К. Н. Леонтьев перспективу развития России и Европы? Что вы думаете по этому поводу в связи с событиями XX в., а также современными процессами в нашей стране?

  3. Какие условия К. Н. Леонтьев считал необходимыми для сохранения и процветания русской культуры и государственности?