logo
book_hr

Политические идеи и этические принципы реформации

Реформация XVI в. — событие мировой истории, свидетельствовавшее о начале борьбы против феодализма в Европе. В ходе реформационных движений в европейских странах был сделан первый решительный шаг против абсолютной власти римско-католической церкви, которая не только составляла духовно-идейную опору старого строя, но и выступала в качестве крупнейшего феодального собственника.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались «имущие элементы оппозиции», выступавшие за умеренные реформы, в другом объединились народные массы — крестьяне и плебеи, которые боролись за осуществление социальной справедливости. Разнородность общественных сил определила и различие политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Протест зрел и внутри самой церкви, и наиболее чувствительный удар ей нанесли не антиклерикалы, а религиозные деятели, стремившиеся духовно преодолеть догмы и принципы прежней церковной организации и обосновать новое понятие церкви, не выходя за рамки христианского вероучения. Среди них самой яркой и значительной фигурой был монах-августинец и доктор богословия из германского города Виттенберга Мартин Лютер.

31 октября 1517 г., когда Лютер огласил свои 95 тезисов против торговли индульгенциями, стал датой начала Реформации. Эта акция имела историческое значение. Лютер всенародно заявил, что любые формы искупления греха, которые назначает церковь, по сути противоречат духу и букве Евангелия, ибо Христос призывал только к личному покаянию (Матф. 4, 17). Таким образом, реформатор бросил вызов римско-католической церкви, претендовавшей на роль посредника между Богом и человеком. Римская курия развернула против него инквизиционный процесс, длившийся несколько лет и в итоге принесший Лютеру огромную моральную победу, поскольку в ходе острой полемики с католическими церковными авторитетами ему удалось окончательно сформулировать главные положения нового учения.

Религиозно-литературная и проповедническая деятельность Лютера сыграла огромную роль в духовной жизни немецкого и других народов Европы. У новой веры, которую стали именовать протестантизмом после того, как в 1529 г. на съезде Ландтага в г. Шпайер представители 14 германских городов подписали заявление (Protestatio) о выходе из римско-католической церкви, появилось много сторонников в Швейцарии, Франции, Голландии. Определяющим было ее влияние на Скандинавские страны. В 1527 г. последователь Лютера — шведский реформатор О. Петри «установил» первую лютеранскую церковь в своей стране. В 1536 г. Дания официально признала лютеранство, и при содействии немецкого реформатора И. Бугенхагена там было принято новое церковное устройство. В Норвегии новая вера была введена королевским указом в 1537 г.

Если в реформационных движениях в Германии и Скандинавии первенствующая роль принадлежала лютеранству, которое стало основой евангелических церковных традиций этих стран, то Реформация в Швейцарии, Франции, Голландии, Англии и Шотландии в значительной степени проходила под влиянием кальвинизма.

Профессиональный теолог Жан Кальвин (1509 — 1564), возглавивший после гибели в 1531 г. У Цвингли реформационное движение в Швейцарии, создал учение, которое идейно вооружило буржуазную республиканскую оппозицию в ее борьбе с абсолютистскими режимами. Приняв за основу кардинальный принцип лютеранства — спасение верою в искупительную жертву Христа, Кальвин далее развил его в учении об абсолютном предопределении (т. е. предызбранности к спасению и падению, определяемых суверенной волей Бога). Свою доктрину он изложил в работе «Наставление в христианской вере», изданной в 1536 г.

С точки зрения кальвиновского учения об абсолютном предопределении ни сословная принадлежность, ни благородство происхождения не являются свидетельством предызбранности к спасению. Не могут изменить воли Бога никакие усилия со стороны людей и никакие добрые дела, совершаемые ими в пользу церкви. Вместе с тем Кальвин утверждал, что Бог может «подать знак» человеку относительно предначертания судьбы. Свой тезис он раскрыл в учении о мирском призвании. Хотя никто не волен знать своей судьбы, предопределенной свыше, говорил Кальвин, однако каждый несет личную ответственность перед Богом за результаты повседневного труда и его экономический успех в какой-либо сфере деятельности свидетельствует о том, что он избран, или предопределен к спасению.

Таким образом, Кальвин санкционировал новые принципы нравственного поведения людей, основанные на глубоком уважении к труду, который отождествлялся со служением Богу. Современники Кальвина и все последующие поколения кальвинистов в первую очередь отдавали должное концепции мирского призвания как теории, отвечающей интересам нарождающегося третьего сословия.