Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
До сих пор развитие общественно-политической мысли в русле индо-буддийской традиции было представлено исключительно на индийском материале. Однако эта традиция, как уже было отмечено, распространяется на ряд других стран Юго-Восточной Азии. Одна из них — Япония, феномен в истории человечества практически уникальный, как и античная Греция, не повторяющийся. Япония дала миру единственный в своем роде пример блестящего синтеза восточной традиции с западным капитализмом (в самом широком смысле этого слова, т. е. включая западную науку и технику, многие элементы выработанного европейской цивилизацией «гражданского общества» и т. п.). Конечно, в наши дни можно насчитать немало государств (прежде всего опять-таки в дальневосточном регионе), идущих примерно по тому же пути. Но ведь сегодня условия в мире радикально изменились, и так называемый третий мир все более активно втягивается в мировое капиталистическое хозяйство. Иная ситуация была столетие тому назад, когда пробил час Японии. В чем секрет «японского чуда»? Этот вопрос пока не имеет ответа. Бесспорно, однако, то, что сфера его поиска должна включать и религиозные традиции народа.
Япония развивалась и развивается преимущественно в русле китайско-конфуцианской традиции; исторически она — периферийная часть зоны влияния китайско-конфуцианской цивилизации. Именно конфуцианские этические нормы и ценностные ориентации, хотя и в несколько трансформированном, приспособленном к японским реалиям виде, определили современный облик страны. Однако термин «религия» применим к конфуцианству лишь с очень большими оговорками. Что же касается религии в общепринятом смысле слова, то в Японии традиционно преобладали синтоизм (национальная религия японцев, возникшая на основе древних народных верований) и буддизм. Последний в XX в. очень сильно потеснил религию синто и, несмотря на сохраняющуюся пестроту религиозной ситуации в стране, прочно утвердился в качестве ее доминирующей религии. Почти все так называемые «новые религии» — возникшие в текущем столетии многочисленные социально-религиозные движения — представляют собой ту или иную форму необуддизма. В основе их вероучения и религиозной практики лежит наиболее популярный и почитаемый буддийский текст — «Сутра лотоса благого Закона» (чаще ее называют просто «Лотосовой сутрой» или «Сутрой лотоса»)73.
Цветок лотоса — символ буддизма, обязательный элемент буддийской иконографии; у многих народов Дальнего Востока он почитается как священный.
«Сутра лотоса» — одна из наиболее известных буддийских сутр — была составлена, как полагают, в Индии в I — начале II в. н. э. Она относится не к философским, а к проповедническим и в известной мере популяризаторским сутрам. Это своеобразная краткая энциклопедия буддизма. Именно эта ее универсальность дала основание приверженцам буддизма поставить «Сутру лотоса» над всеми другими многочисленными каноническими сочинениями. Наибольшую популярность «Сутра лотоса» приобрела в Китае и особенно в Японии.
Широкое распространение культа «Сутры лотоса» в Японии связано с именем Нитирэна (1222 — 1282) — одного из крупнейших религиозных и общественных деятелей японского средневековья, провозгласившего себя «подвижником Лотосовой сутры». (Поэтому необуддийские движения часто называют «нитирэновскими»). «Сутру лотоса» Нитирэн объявил «единственным истинным учением», усилив и развив в своих проповедях содержащиеся в ней идеи. Эти идеи заключались, во-первых, в допущении возможности личного спасения в пределах земной жизни человека; во-вторых, в утверждении всеобщности, общедоступности спасения. Отсюда — повышенный интерес нитирэновского учения к реальной жизни человека и общества, признание самоценности этой жизни. Такая подчеркнуто «демократическая» ориентация, не характерная для буддизма, была воспринята большинством современников Нитирэна как неслыханная дерзость и явилась причиной преследований «подвижника Лотосовой сутры» до конца его жизни. В японской истории вряд ли можно найти другого выдающегося религиозного деятеля, на долю которого выпало столько гонений, притеснений и драматических событий. Несмотря на это, Нитирэн до конца прошел по избранному им пути, ни на шаг не отступив от своих взглядов, не поддавшись соблазну обрести положение уважаемого буддийского прелата, каким он, бесспорно, стал бы, будь он менее принципиальным и более склонным к компромиссам.
Стремление максимально приблизить идеи буддизма к проблемам общества и человека в сочетании с яркой индивидуальностью самого Нитирэна определило удивительную жизнеспособность его учения. На различных этапах истории Японии те или иные аспекты нитирэновской догмы становились знаменем религиозных ересей, оппозиционных политических движений и даже крестьянских восстаний. Период же после буржуазной революции 1867 — 1868 гг. явился настоящим Ренессансом идей Нитирэна. С этого времени его личность и вероучение привлекают к себе неослабевающее внимание не только религиозных кругов, но и историков и философов, литераторов и людей искусства, общественных и политических деятелей. Ему посвящено громадное количество специальных исследований, о нем написаны романы, повести, пьесы, его изображают скульпторы и художники.
Сегодня в Японии общественные движения и организации нитирэновского толка объединяют миллионы людей. Самая многочисленная из них — Сока гаккай (Общество создания ценностей), насчитывающая в своих рядах более пяти миллионов человек и широко известная за пределами Японии. Сока гаккай — не только разветвленная сеть объединений верующих, но и одна из наиболее мощных издательских корпораций, университет, школы, разного рода культурные, просветительные, спортивные и другие организации и общества, ведущие активную работу прежде всего среди молодежи. Десятки филиалов Сока гаккай действуют во многих зарубежных странах практически на всех континентах.
Свыше четверти века назад на базе Сока гаккай была создана политическая партия Комэйто (Партия чистой политики), являющаяся ныне второй по числу депутатов в парламенте оппозиционной партией страны.
Президентом Сока гаккай в настоящее время является Дайсаку Икэда — крупный религиозный и политический деятель Японии, активный борец за мир и разоружение. В 1974 — 1987 гг. Икэда четыре раза посетил нашу страну. В 1987 г. в Японии, а затем и в СССР, вышла книга его диалогов с ректором Московского государственного университета акад. А. А. Логуновым «Третий радужный мост», выдержки из которой здесь представлены.
Дайсаку Тода (1879 — 1957), которого в Японии чаще называют Тодасенсэй — Учитель Тода, — предшественник Д. Икэда на посту президента Сока гаккай, крупный религиозный деятель, философ, публицист. Приведенный здесь текст — речь, произнесенная Д. Тодой 8 сентября 1957 г. на открытии спартакиады в Иокогаме, организованной молодежным отделом Сока гаккай. По мнению Д. Икэды, в этой речи наиболее концентрированно выражена основная идея одного из самых известных произведений Нитирэна «Теории установления мира и стабильности в стране». Это идея самоценности человеческой жизни, приоритета права на жизнь по отношению ко всем другим правам человека (См.: 6. С. 6).
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание