Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
Россия прошла великую школу государственного строительства. Ее исторический путь, столь часто требовавший предельного напряжения и концентрации национальных сил, был сопряжен с постоянной работой государственного ума, государственным творчеством и непоколебимой верностью самой идее державности. Так постепенно сложилось богатейшее наследие общественно-политической мысли России, отличающееся разнообразием мировоззренческих установок, методологических подходов, теоретических и идеологических построений.
Исторически первым, наиболее ранним направлением отечественной политической культуры, положившим начало осмыслению проблемы государственной власти, стал русский политический консерватизм, и потому именно ему посвящен материал, представленный в третьей части хрестоматии «Общественно-политическая мысль России».
Термин «политический консерватизм» употребляется в данном случае (довольно условно) для обозначения того умонастроения, в русле которого сформировался комплекс базовых, фундаментальных представлений о государственности, получивший впоследствии название «русской государственной идеи». Слово «консерватизм» означает ориентацию на сохранение организующей, системообразующей государственной формы, ориентацию на жесткое отсечение от государственного организма и политической культуры всего органически чуждого, привнесенного извне и в силу этого неспособного к несению бремени гармонической целостности национальной государственности. Речь идет не об охранительстве ради охранительства, но и о допустимых пределах духовного, культурного и социально-политического формотворчества, за которыми любое явление неизбежно утрачивает свою сущность, «самость», свою неповторимую живую душу и начинает движение по пути саморазрушения. Эту мысль предельно четко сформулировал К. Н. Леонтьев: «Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического…» [Цит. по 1. С. 143]. В этом смысле разрушение органически возникшей государственной формы есть гибель нации. А попытки примерить, перенять для себя чужие государственные формы (как бы ни были они хороши на своей почве) ведут к тяжелейшей мутации, вырождению национальной общности.
Каждый из наиболее ярких идеологов русской державности — Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев и Л. А. Тихомиров, И. А. Ильин и И. Л. Солоневич, — явление настолько значительное и оригинальное, непохожее на других, что объединение их на некой «общей основей, попытки по-школьному выстроить «хронологический ряд» с «предшественниками», «последователями» и «связующими звеньями» неизбежно создают ощущение некоторой искусственности. И все-таки такая общая основа имеется, — это идея самобытности «русского пути», глубокая убежденность в том, что государственность русского (как впрочем, и любого другого) народа не может укореняться на чужих, искусственных, подражательных основах. Все представленные в хрестоматии мыслители и общественные деятели рассматривали Россию не просто как государство, а как центр особой, единственной в мире православно-славянской цивилизации, произрастающей из столь же уникальной — православной — духовности. Не «культурный мост» между Западом и Востоком и не евразийский гибрид, а «целый особый мир» (К. Н. Леонтьев), самостоятельный, неповторимый духовный космос и социум, не сводимый ни к западной, ни к восточной традиции. За задачами чисто государственными, политическими русские исследователи видели задачу сверхгосударственную — мировую, духовно-организующую миссию России.
Отношение представителей русского политического консерватизма к самому феномену государственности можно выразить словами К. Н. Леонтьева: «Государство есть… как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному… деспотическому поведению внутренней, вложенной в него идеи» [3. С. 77]. Такой «внутренней идеей» российского государства, «вложенной» в него в 988 г., явилось православие, одухотворявшее на протяжении многих веков жизнь нашего Отечества и его политическую культуру. Из духовных идеалов православия проистекал тот общественно-религиозный уклад жизни, в том числе и политической, тот особый строй ума и чувств, который К. Н. Леонтьев именовал «культурой византийской дисциплины».
Сообщая человеческому уму и сердцу вечные космологические и космогонические истины, развертывая перед человеком картину его посмертной судьбы, любая религия одновременно ставит его и перед этическими выводами, из которых, в свою очередь, слагается личная и общественная нравственность. Последняя же не может не влиять на понимание феноменов исторических, социальных, политических. Именно в этом смысле русская национальная философская и общественно-политическая мысль всегда оставалась православной: в трактовке бытийного призвания человека, в ценностных ориентациях личности и общества. Это в полной мере относится и к политическому идеалу: наиболее приемлемым для православного народа считался тот общественный строй, который бы создавал наилучшие условия для воплощения в жизнь евангельских заповедей и по возможности оберегал человека от греха — главного препятствия на пути к личному спасению.
Таким общественным устройством единодушно признавалась православная монархия как «единственная государственная форма, отвечающая принципам Святого Православия» [2. С. 23], как «верховенство православного нравственного идеала» [4. С. 615], как «симптом известного духовного строя народа» [Цит. по: 2. С. 20]. Власть православного царя полагалась главным орудием устроения жизни таким образом, чтобы весь ее уклад способствовал спасению душ подданных для Царства Небесного. На протяжении столетий основные начала жизни нашего народа определялись лозунгом «Православие. Самодержавие. Народность». Формально предложенный графом Уваровым в начале XIX в., он по существу определял устроение русского социума с эпохи царствования Ивана Третьего. Вместе с образованием централизованного русского православного государства в сознании наших предков утвердилось понимание невозможности гармонического устроения общества без опоры на три важнейших элемента: духовный, государственный и национальный.
Клеймо «реакционеров», наложенное на русских православных мыслителей-государственников после 1917 года, надолго преградило нам доступ к их наследию. Да, они действительно были реакционерами. В эпоху «всеобщего прогресса» с его качественным оскудением жизни при внешнем увеличении комфорта и материального богатства, с его всеобщим усреднением личности на уровне сытого, здорового, духовно непритязательного, исправно функционирующего «цивилизованного» обывателя, — в эту эпоху они потребовали сохранения и укрепления (по крайней мере в России) православной духовности и нравственности, жесткого сословного государства, монархического правления, восстановления национальной самобытности культуры, быта, личности. На языке науки такая позиция называется стремлением к ре-акции, — к противодействию, повороту к прошлому. Тогда еще это прошлое было живым и животворящим, предохраняющим русскую культуру от разложения и гибели. В этом смысле русская государственная мысль была столь же реакционна, сколь реакционна вся русская вера, русская культура, русская идеология.
* * *
Представленные в этой части работы существенно отличаются друг от друга по своим лексическим и стилистическим особенностям, идейно-насыщенности текста. Это потребовало различной методики изложения их содержания в учебном пособии. Традиционная хрестоматийная форма непосредственного воспроизведения материала первоисточников сочетается с фрагментарно-описательной и катехизической. Такой подход позволил представить авторские идеи и концепции в более обобщенном и систематизированном виде, сделать их более доступными для восприятия читателем, не имеющим специального гуманитарного образования.
И еще одно предварительное замечание. Большинство положенных в основу хрестоматии работ представляют собой фундаментальные научные труды, весьма значительные по объему. Тексты пособия, разумеется, не могут дать целостного представления о содержании того или иного первоисточника; они способны лишь составить о нем самое общее впечатление, которое, как известно, часто бывает не вполне адекватным. Любой фрагментарный подход, даже снабженный методическим инструментарием, неизбежно скрывает внутреннюю логику научной мысли. Чем глубже и богаче произведение по своему содержанию, тем более целостного, более комплексного подхода требует оно для своего осмысления. Составители надеются, что знакомство с материалами хрестоматии побудит читателей к прочтению первоисточников в их полном объеме.
Авторы-составители части третьей — Т. В. Богомолова, И. В. Волкова, С. Г. Галаганова, Е. Е. Гришнова, В. В. Легчилин, В. С. Пусько; научный редактор С. Г. Галаганова.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание