Дж. К. Джохари. Сарводайя71
Слово «сарводайя» — наиболее подходящий термин для обозначения гандистского социализма. Он обозначает принцип организации нового философского, социального, этического, экономического и политического порядка, цель которого, говоря словами духовного последователя Гандиджи Винобы Бхаве, состоит в том, чтобы «все могли быть счастливы». Сарводайя представляет собой дальнейшее развитие гандизма такими преданными учениками и последователями Гандиджи, как Виноба Бхаве, Джайпракаш Нарайян, Дада Дхармадхикари, Дхиренда Мазумбар, Шанкеррао Дэо, К. Г. Машрувала и др. Однако было неверно назвать это просто «социализмом», поскольку этот термин в его западном понимании исключает то, что вкладывали в него Гандиджи и его последователи, — этическое и философское выражение индийской духовности и культуры.
Сарводайя не имеет ничего общего с утилитарной доктриной производства всего самого лучшего в как можно большем количестве; не содержит она и убеждения в том, что неизбежность исторического процесса состоит в делении общества на классы, у которых нет ничего, кроме противоположных интересов, и в порождении силы, которая путем научного применения насилия может привести к власти численно превосходящий класс угнетенных и с помощью диктатуры установить бесклассовое общество. Сарводайя не является философией, считающей повышение материального благосостояния единственным измерением социального прогресса. Сарводайя, как на это указывает сам термин, означает всеобщее благоденствие. Это предполагает, что социальные институты и отношения должны строиться на принципах Истины и Ненасилия. Это предполагает, что единственное, что может по-настоящему объединить людей в обществе свободных и равных, это любовь и взаимопомощь, а не соперничество и конкуренция. Ни любовь, ни взаимопомощь никогда не возникнут, если разжигать в людях конкурентные и деляческие инстинкты.
Основные положения философии Сарводайя, подробно разъясненные в свое время Гандиджи и другими основоположниками этого движения, вкратце сводятся к следующим.
-
Эта философия основана на вере в Бога и что, особенно важно, эта вера идентична здесь вере в совершенство самого человека и в необходимость служения людям.
-
Она включает этические принципы Гандиджи, придавая особое значение их социальным и практическим аспектам.
-
Сарводайя предполагает ликвидацию частной собственности и распространение принципа нестяжательства на функционирование всех социальных институтов.
-
Философия Сарводайя включает принципы всеобщности труда и равенства всех религий.
-
Для того чтобы свести до минимума опасность тирании большинства по отношению к меньшинству, при решении всех вопросов необходимо руководствоваться принципом консенсуса.
-
Новым моментом в современной концепции Сарводайя по сравнению с идеями Гандиджи, является отрицание необходимости политических партий в обществе, идея беспартийной демократии.
-
В философии Сарводайя получили дальнейшее обоснование предложенные Гандиджи формы и методы организации общественного труда, а также идеи сатьяграхи.
В целом, с точки зрения своих духовных, экономических и политических целей, движение Сарводайя представляет собой стремление заново раскрыть душу Индии, раздвинуть ее границы и дать ей возможность реализовать себя на экономическом и социальном уровне.
Сарводайя преследует цель одухотворения политики, распространения на эту сферу религиозных принципов. Она полностью отрицает материализм, а следовательно, и марксистскую концепцию диалектического и исторического материализма и классовой борьбы. Она исходит из убежденности, что задача социальной перестройки общества никогда не сможет быть успешно решена на основе материалистической философии. Философия Сарводайя имеет ведическую основу; она исходит из двух главных идей индуизма — стремления к духовному просветлению, к Истине и сострадания ко всему живому.
В этом отношении философия Сарводайя является непосредственным продолжением индо-буддийской культурной традиции, ведь все наши великие святые и пророки придавали особое значение нравственным ценностям. Но дело не только в этом, — духовные лидеры нашего народа указали нам и путь действия. Поэтому Сарводайя — это не просто философия аскетов и отшельников, это образ жизни практически ориентированных социальных реформаторов и конструктивных созидателей. В ней воплощена кармайога Гандиджи. Наша политическая, социальная и экономическая жизнь поражена одним недугом. Эта болезнь всех времен — безумная жажда власти. Суверенность, обособление предпочитаются совместной жизни и совместными страданиями. Служение людям предано во имя личного возвеличивания. Человечество переживает период морального кризиса и этического нигилизма. В эту эру безумной погони за властью значение теории Сарводайя состоит прежде всего в акцептировании таких непреходящих ценностей, как самоотрешение и самопожертвование. На место партийных страстей, зависти и конкуренции эта теория стремится поставить священный закон взаимопомощи и альтруизма. Партийная борьба извратила и изуродовала нашу политическую жизнь. Подчеркивая необходимость замены принципа проголосовавшего большинства принципом единодушия деревенских панчаятов, Сарводайя выдвигает тем самым нравственный принцип огромной важности: искусство политического манипулирования и самоутверждения она заменяет приоритетом личностного начала и всеобщего блага.
Таким образом, можно сказать, что индийский социализм имеет следующие отличительные черты.
-
Вера в Бога. Человек может и не верить в Бога как такового, но если он благоговеет перед тайной бытия, если то Нечто, что пронизывает собою все и придает всему смысл, наполняет его восторгом, если он инстинктивно ощущает свое глубокое родство со всем живущим, то такой человек поистине религиозен.
-
Естественные права Человека. Вряд ли стоит доказывать, что индивид не может требовать для себя никаких других прав, кроме тех, которые может дать ему государство. Однако у каждого человека есть и иные права, определяемые его принадлежностью к макрокосму, к тому вечному и всеобщему целому, которое задаст ритм Вселенной, а следовательно, и человеку как ее части.
-
Джарма. Исполнение Долга, понимаемого в предельно широком смысле этого слова как отдание всем и всему своих нравственных долгов, — такова главная цель человеческой жизни.
-
Спасение. Отрицание псевдонауки72 и ориентация на самопознание, на восприятие полноты своей собственной личности как истинная цель жизни. Осознанно эта цель преследуется лишь немногими, но бессознательно к ней стремятся все живые существа. Это субъективное ощущение состояния недвойственности, своей полной слитности с окружающей жизнью в индо-буддийской духовной традиции называется «мокша».
-
Социальные цели. Индийский социализм ставит цель предоставить каждому индивиду максимальную возможность для самовыражения, для максимального развития своей личности; ограничения на этом пути могут возникать лишь тогда, когда средства, выбранные человеком, вступают в противоречие с интересами других, препятствуя их развитию.
-
Сотрудничество вместо конфликта. Индийский социализм также признает наличие в обществе различных социальных интересов и борьбу между различными социальными группами. И он тоже стремится положить конец такому положению дел, но только не путем устранения одной из противоборствующих сторон. Человек должен научиться терпимости и сотрудничеству.
-
Ненасильственные средства. Насилие — это совсем не обязательно применение оружия; это определенный образ мысли, который провоцирует это применение. Индийский социализм отстаивает абсолютную чистоту средств борьбы, придавая этому даже большее значение, чем ее конечным целям. Сатьяграха оказывает огромное воздействие на развитие человеческой личности, даже если она не достигает цели.
-
Чистая демократия. Управление обществом должно быть сосредоточено в руках людей наиболее мудрых и морально чистых, известных в народе праведностью своей жизни, короче говоря — в руках аристократии духа и мысли. Таких людей найти не просто, а еще труднее уговорить их взвалить на себя бремя правления, но к этому все равно надо стремиться, если мы не хотим, чтобы демократия деградировала окончательно.
-
Социалистический международный порядок. Индийский социалист не может мыслить категориями Мировой революции или допустить саботирование каких-то других государств по причине отличия их социального устройства.
Философия Сарводайя — синтетическая философия, она стремится к синтезу всего лучшего в философии Запада и Востока. Она стремится взять все лучшее у западного либерализма и социализма и соединить с духовностью и гуманизмом Востока. Она открыта для восприятия всего лучшего и ценного, если только это не противоречит нашей национальной духовной традиции. Она стремится соединить духовные открытия прошлого с новейшими достижениями современной теории и практики. Все критики современной цивилизации пришли к выводу о необходимости разработки какой-то новой модели жизни, основанной на децентрализации экономики и политической власти ради нравственной свободы человека. «Цель гуманного социализма, — пишет Э. Фромм, — может быть достигнута только на пути максимальной децентрализации и минимальной централизации, уровень которых позволял бы нормально функционировать индустриальному обществу. Функция централизованного государства должна быть сведена до минимума, в то время как главный механизм социальной жизни должен быть представлен добровольной активностью свободно сотрудничающих граждан». Это и есть одна из основных идей индийского социализма [22. С. 832 — 834, 839].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание