logo
book_hr

Дж. К. Джохари. Сарводайя71

Слово «сарводайя» — наиболее подходящий термин для обозначения гандистского социализма. Он обозначает принцип организации нового философского, социального, этического, экономического и политического порядка, цель которого, говоря словами духовного последователя Гандиджи Винобы Бхаве, состоит в том, чтобы «все могли быть счастливы». Сарводайя представляет собой дальнейшее развитие гандизма такими преданными учениками и последователями Гандиджи, как Виноба Бхаве, Джайпракаш Нарайян, Дада Дхармадхикари, Дхиренда Мазумбар, Шанкеррао Дэо, К. Г. Машрувала и др. Однако было неверно назвать это просто «социализмом», поскольку этот термин в его западном понимании исключает то, что вкладывали в него Гандиджи и его последователи, — этическое и философское выражение индийской духовности и культуры.

Сарводайя не имеет ничего общего с утилитарной доктриной производства всего самого лучшего в как можно большем количестве; не содержит она и убеждения в том, что неизбежность исторического процесса состоит в делении общества на классы, у которых нет ничего, кроме противоположных интересов, и в порождении силы, которая путем научного применения насилия может привести к власти численно превосходящий класс угнетенных и с помощью диктатуры установить бесклассовое общество. Сарводайя не является философией, считающей повышение материального благосостояния единственным измерением социального прогресса. Сарводайя, как на это указывает сам термин, означает всеобщее благоденствие. Это предполагает, что социальные институты и отношения должны строиться на принципах Истины и Ненасилия. Это предполагает, что единственное, что может по-насто­яще­му объединить людей в обществе свободных и равных, это любовь и взаимопомощь, а не соперничество и конкуренция. Ни любовь, ни взаимопомощь никогда не возникнут, если разжигать в людях конкурентные и деляческие инстинкты.

Основные положения философии Сарводайя, подробно разъясненные в свое время Гандиджи и другими основоположниками этого движения, вкратце сводятся к следующим.

  1. Эта философия основана на вере в Бога и что, особенно важно, эта вера идентична здесь вере в совершенство самого человека и в необходимость служения людям.

  2. Она включает этические принципы Гандиджи, придавая особое значение их социальным и практическим аспектам.

  3. Сарводайя предполагает ликвидацию частной собственности и распространение принципа нестяжательства на функционирование всех социальных институтов.

  4. Философия Сарводайя включает принципы всеобщности труда и равенства всех религий.

  5. Для того чтобы свести до минимума опасность тирании большинства по отношению к меньшинству, при решении всех вопросов необходимо руководствоваться принципом консенсуса.

  6. Новым моментом в современной концепции Сарводайя по сравнению с идеями Гандиджи, является отрицание необходимости политических партий в обществе, идея беспартийной демократии.

  7. В философии Сарводайя получили дальнейшее обоснование предложенные Гандиджи формы и методы организации общественного труда, а также идеи сатьяграхи.

В целом, с точки зрения своих духовных, экономических и политических целей, движение Сарводайя представляет собой стремление заново раскрыть душу Индии, раздвинуть ее границы и дать ей возможность реализовать себя на экономическом и социальном уровне.

Сарводайя преследует цель одухотворения политики, распространения на эту сферу религиозных принципов. Она полностью отрицает материализм, а следовательно, и марксистскую концепцию диалектического и исторического материализма и классовой борьбы. Она исходит из убежденности, что задача социальной перестройки общества никогда не сможет быть успешно решена на основе материалистической философии. Философия Сарводайя имеет ведическую основу; она исходит из двух главных идей индуизма — стремления к духовному просветлению, к Истине и сострадания ко всему живому.

В этом отношении философия Сарводайя является непосредственным продолжением индо-буддийской культурной традиции, ведь все наши великие святые и пророки придавали особое значение нравственным ценностям. Но дело не только в этом, — духовные лидеры нашего народа указали нам и путь действия. Поэтому Сарводайя — это не просто философия аскетов и отшельников, это образ жизни практически ориентированных социальных реформаторов и конструктивных созидателей. В ней воплощена кармайога Гандиджи. Наша политическая, социальная и экономическая жизнь поражена одним недугом. Эта болезнь всех времен — безумная жажда власти. Суверенность, обособление предпочитаются совместной жизни и совместными страданиями. Служение людям предано во имя личного возвеличивания. Человечество переживает период морального кризиса и этического нигилизма. В эту эру безумной погони за властью значение теории Сарводайя состоит прежде всего в акцептировании таких непреходящих ценностей, как самоотрешение и самопожертвование. На место партийных страстей, зависти и конкуренции эта теория стремится поставить священный закон взаимопомощи и альтруизма. Партийная борьба извратила и изуродовала нашу политическую жизнь. Подчеркивая необходимость замены принципа проголосовавшего большинства принципом единодушия деревенских панчаятов, Сарводайя выдвигает тем самым нравственный принцип огромной важности: искусство политического манипулирования и самоутверждения она заменяет приоритетом личностного начала и всеобщего блага.

Таким образом, можно сказать, что индийский социализм имеет следующие отличительные черты.

  1. Вера в Бога. Человек может и не верить в Бога как такового, но если он благоговеет перед тайной бытия, если то Нечто, что пронизывает собою все и придает всему смысл, наполняет его восторгом, если он инстинктивно ощущает свое глубокое родство со всем живущим, то такой человек поистине религиозен.

  2. Естественные права Человека. Вряд ли стоит доказывать, что индивид не может требовать для себя никаких других прав, кроме тех, которые может дать ему государство. Однако у каждого человека есть и иные права, определяемые его принадлежностью к макрокосму, к тому вечному и всеобщему целому, которое задаст ритм Вселенной, а следовательно, и человеку как ее части.

  3. Джарма. Исполнение Долга, понимаемого в предельно широком смысле этого слова как отдание всем и всему своих нравственных долгов, — такова главная цель человеческой жизни.

  4. Спасение. Отрицание псевдонауки72 и ориентация на самопознание, на восприятие полноты своей собственной личности как истинная цель жизни. Осознанно эта цель преследуется лишь немногими, но бессознательно к ней стремятся все живые существа. Это субъективное ощущение состояния недвойственности, своей полной слитности с окружающей жизнью в индо-буддийской духовной традиции называется «мокша».

  5. Социальные цели. Индийский социализм ставит цель предоставить каждому индивиду максимальную возможность для самовыражения, для максимального развития своей личности; ограничения на этом пути могут возникать лишь тогда, когда средства, выбранные человеком, вступают в противоречие с интересами других, препятствуя их развитию.

  6. Сотрудничество вместо конфликта. Индийский социализм также признает наличие в обществе различных социальных интересов и борьбу между различными социальными группами. И он тоже стремится положить конец такому положению дел, но только не путем устранения одной из противоборствующих сторон. Человек должен научиться терпимости и сотрудничеству.

  7. Ненасильственные средства. Насилие — это совсем не обязательно применение оружия; это определенный образ мысли, который провоцирует это применение. Индийский социализм отстаивает абсолютную чистоту средств борьбы, придавая этому даже большее значение, чем ее конечным целям. Сатьяграха оказывает огромное воздействие на развитие человеческой личности, даже если она не достигает цели.

  8. Чистая демократия. Управление обществом должно быть сосредоточено в руках людей наиболее мудрых и морально чистых, известных в народе праведностью своей жизни, короче говоря — в руках аристократии духа и мысли. Таких людей найти не просто, а еще труднее уговорить их взвалить на себя бремя правления, но к этому все равно надо стремиться, если мы не хотим, чтобы демократия деградировала окончательно.

  9. Социалистический международный порядок. Индийский социалист не может мыслить категориями Мировой революции или допустить саботирование каких-то других государств по причине отличия их социального устройства.

Философия Сарводайя — синтетическая философия, она стремится к синтезу всего лучшего в философии Запада и Востока. Она стремится взять все лучшее у западного либерализма и социализма и соединить с духовностью и гуманизмом Востока. Она открыта для восприятия всего лучшего и ценного, если только это не противоречит нашей национальной духовной традиции. Она стремится соединить духовные открытия прошлого с новейшими достижениями современной теории и практики. Все критики современной цивилизации пришли к выводу о необходимости разработки какой-то новой модели жизни, основанной на децентрализации экономики и политической власти ради нравственной свободы человека. «Цель гуманного социализма, — пишет Э. Фромм, — может быть достигнута только на пути максимальной децентрализации и минимальной централизации, уровень которых позволял бы нормально функционировать индустриальному обществу. Функция централизованного государства должна быть сведена до минимума, в то время как главный механизм социальной жизни должен быть представлен добровольной активностью свободно сотрудничающих граждан». Это и есть одна из основных идей индийского социализма [22. С. 832 — 834, 839].