Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
После длительного размышления я пришел к такому определению свадеши, которое, вероятно, лучше всего выражает мое понимание вопроса. Свадеши — это тот дух в нас, который заставляет нас ограничить себя использованием своего ближайшего окружения и отказаться от более отдаленного. Таким образом, в том, что касается религии, по моему определению, я должен ограничить себя религией своих предков. Это и есть использование моего ближайшего религиозного окружения. Если я найду в нем недостатки, я должен служить ему, очищая его от недостатков. В области политики я должен использовать местные учреждения и служить им, излечивая их от выявленных недостатков. В области экономики — я должен пользоваться только предметами, произведенными моими ближайшими соседями, и поддерживать их занятия, делая их более целеустремленными и эффективными, если это окажется необходимым. Предполагается, что такое свадеши, если его осуществить, принесет с собой золотой век. И точно так же, как мы не отказываемся от поисков золотого века только из-за того, что не надеемся достигнуть его при жизни, точно так же мы не откажемся и от свадеши, даже если это будет не вполне достижимым для грядущих поколений.
Давайте вкратце рассмотрим три стороны свадеши, о которых я сказал. Индуизм сделался консервативной религией, а следовательно, и могучей силой благодаря духу свадеши, который лежит в основе этой религии. Эта самая терпимая религия, потому что она не стремится обращать в свою веру, но в то же время она не утратила способности распространяться вширь, как было и раньше. Она достигла успеха не путем гонений, как ошибочно полагают, а путем поглощения буддизма. Дух свадеши побуждает индуса отказываться от перемены религии вовсе не потому, что он считает ее наилучшей, а потому, что он знает, что может улучшить ее. То, что я говорю об индуизме, полагаю верным и для других великих религий мира.
Я искал вашей поддержки в религиозных вопросах, которую вы в определенном смысле должны оказать. Но осмеливаюсь также искать вашей поддержки и в вопросах политических. Не думаю, что религия не имеет отношения к политике. Политика, отделенная от религии, подобна трупу, который только и можно что похоронить. Несомненно, вы своим отмалчиванием не в малой степени влияете на политику. И я чувствую, что если бы не было попыток отделить политику от религии, обе они не начали бы вырождаться, что, кажется, происходит.
Я думаю о свадеши не как о бойкоте, предпринятом с целью отмщения. Я понимаю его как религиозный принцип, который должны принять все. Я не экономист, но я прочел ряд научных трудов, из которых видно, что Англия легко могла бы стать страной, обеспечивающей сама себя, выращивающей все необходимые ей продукты. Может быть, это нелепое утверждение, и, вероятно, лучшее доказательство того, что оно не может быть истинным, состоит в том, что Англия является крупнейшим импортером.
Но Индия не может жить для Ланкашира или какой-либо страны до тех пор, пока она не имеет возможности жить для самой себя. А она может жить для самой себя, только если она будет производить — и в этом ее поддержат — все, что нужно для удовлетворения ее потребностей, в пределах ее собственных границ. Ей не нужно и она не должна быть вовлечена в водоворот сумасшедшей, разрушительной конкуренции, которая порождает братоубийство, зависть и множество других пороков. Но кто может удержать ее крупнейших миллионеров от участия в мировой конкуренции? Разумеется, не законодательство. Сила общественного мнения, соответствующее воспитание многое могут сделать в желательном направлении. Ткацкое ремесло находится при последнем издыхании. Во время своих прошлогодних поездок я нарочно старался повидать как можно больше ткачей, и было больно видеть, что их профессия исчезает, что целые семьи оставили это некогда процветающее и почетное занятие. Если мы будем руководствоваться учением свадеши, тогда и вашим и моим долгом будет найти соседей, которые могут удовлетворить наши запросы, и научить их как это сделать, если они этого не знают; при этом предполагается, что есть соседи, которые нуждаются в здоровых занятиях. Тогда каждая деревня в Индии станет самостоятельной единицей, почти целиком удовлетворяющей свои потребности и обменивающейся с другими деревнями только теми продуктами, которые нельзя произвести на месте.
Всё это может показаться нелепым. Ну что ж, Индия — страна нелепостей. Нелепо иссушать горло жаждой, когда добрый мусульманин готов предложить чистой воды напиться. И тем не менее, тысячи индусов скорее умрут от жажды, чем выпьют воду, предложенную мусульманином. Эти нелепые люди, если они убеждены, что их религия требует, чтобы они носили одежды, изготовленные в Индии, и питались продуктами, выращенными в Индии, могут также отказаться носить любую другую одежду и употреблять любую другую пищу. Лорд Керзон54 ввел в моду чаепитие. И чай — этот вредный наркотик — грозит теперь загубить нацию. Он уже повредил пищеварительные органы сотням тысяч мужчин и женщин и представляет дополнительное бремя для их тощих кошельков. Лорд Хардинг55 может ввести моду на свадеши, и тогда почти вся Индия отречется от иностранных товаров. В «Бхагаваггите» есть строфа, которая в вольном предложении означает: массы следуют за классами. Можно легко победить зло, если мыслящая часть общества даст обет свадеши, даже если это и причинит временно значительные неудобства. Я ненавижу вмешательство во все области жизни. В лучшем случае, это меньшее из зол. Но я бы допустил, приветствовал бы, просил бы: пусть введут строгие оградительные пошлины на иностранные товары. Наталь, британская колония, охраняла свой сахар путем обложения налогом сахара, который доставлялся из другой британской колонии — с острова Маврикий. Англия погрешила против Индии, навязав ей свободную торговлю. Может быть, для Англии это пища, а для нашей страны — отрава.
Часто говорят, что Индия не может принять свадеши, во всяком случае в экономической жизни. Те, кто выдвигает это возражение, не видят в свадеши жизненное правило. Для них это просто патриотическое дело, посвящать себя которому не следует, если оно требует хоть малейшего самоотречения. Свадеши, по моему определению, — религиозная дисциплина, которой подчиняются, не обращая внимания на личные физические неудобства. Для людей, преданных свадеши, утрата булавки или иглы, потому что их не производят в Индии, не должна вызывать ужаса. Последователь свадеши научиться обходиться без множества вещей, которые сегодня он считает необходимым. Более того, тот, кто не принимает свадеши, доказывая невозможность его проведения, забывает, что в конце концов свадеши — это цель, которая будет достигнута путем упорных усилий. И мы все равно шли бы к этой цели, даже если бы ограничили свадеши определенными предметами, разрешив себе в качестве временной меры пользоваться вещами, которые нельзя произвести в нашей стране.
Если предположить, что каждый из нас будет вести такой образ жизни, мы сразу создадим идеальное государство. Мы не сможем достигнуть этого все одновременно. Но те из нас, кто, поняв истинность такого образа жизни, осуществит его на практике, приблизят и ускорят наступление этого счастливого дня. При таком образе жизни, когда, казалось бы, я служу одной лишь Индии, я не причиняю вреда никакой другой стране. Мой патриотизм и узок и всеобъемлющ. Он узок в том смысле, что я со всем смирением ограничиваюсь служением родной стране: всеобъемлющ он в том смысле, что мое служение не носит антагонистического характера. <…> Вам, хранителям великой веры, надлежит принять и проповедовать другим, подтверждая проповедь делом, что патриотизм, основанный на ненависти, «умерщвляет», а патриотизм, основанный на любви, «дарует жизнь» [2. С. 465 — 471].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание