Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
Человеком в полном смысле этого слова может быть лишь тот, кто осознанно готов к общению с любыми людьми, проявляя в отношении их чувства любви и уважения вне зависимости от того, как складывались взаимоотношения в прошлом и какие чувства питает к тебе партнер. Несомненно, что в душе каждого человека уживается сложный клубок противоречий: любовь и ненависть и т. д. Если жить по принципу — злом отвечать на зло, то это приведет мир к хаосу и гибели.
В «Сутре Лотоса», которую святой Нитирэн почитал как одну из высших сутр, излагающих учение Будды, рассказывается о следующем эпизоде.
В далеком прошлом жил бодисатва74, которого звали Фуге, что означает «человек, который не относится пренебрежительно к другим». Этот бодисатва проповедовал, что любому человеку присуща святость Будды. Поэтому Фуге поклонялся людям. Последние же насмехались за это над бодисатвой и издевались над ним. Некоторые даже кидали в него камни и били палкой. Однако бодисатва неизменно проявлял уважение даже к тем людям, которые причиняли ему вред и также жестоко с ним обращались, и, несмотря ни на что, не отказывался от своих молитв.
В тексте «Сутры» проповедуется, что в лице бодисатвы Фуге в действительности предстает сам Будда в одном из прежних своих обликов. Тот факт, что в «Сутре Лотоса», описывается этот эпизод, свидетельствует о желании показать, каким должен быть в будущем Человек, исповедующий учение Будды. Однако я не хотел бы ограничиваться одним лишь изложением учения Будды. Я хотел бы на этом примере показать, каков должен быть подлинный облик Человека в широком смысле слова.
В Японии наиболее глубоко в дух «Сутры Лотоса» проник основоположник учения Нитирэн — святой Нитирэн, который учит, что самое главное в учении «Сутры Лотоса» выражено в эпизоде с бодисатвой Фуге, где дан истинный образ человека, каким его проповедует Будда.
В своих действиях человек чаще всего руководствуется условиями окружения и отношением к нему партнеров. Если партнер тебя ненавидит, то, со своей стороны, ты относишься к нему также с ненавистью. Нередко партнер, заподозрив, что ты испытываешь к чему враждебность, тоже начинает проявлять враждебность в отношении тебя.
Таким образом, человек, который руководствуется условиями, зависящими от партнера и окружения, или своими сумасбродными идеями, — это человек со слабой жизненной позицией. Сильным человеком можно назвать лишь того, кто способен преодолевать трудные условия и, не поддаваясь влиянию враждебного окружения, проявлять добросердечие и уважение к людям. Именно в этом заключена настоящая сила человека.
В конечном счете, отвечая на вопрос: «Что такое человек?», я думаю, можно сказать, что настоящий человек — это тот, кто несмотря на любые внешние условия и обстоятельства, субъективно сохраняет чувства доброжелательности и уважения по отношению к другим людям. В этом смысле война является самым крайним антиподом образа настоящего Человека.
Этические нормы издревле высоко ценились в любом цивилизованном обществе, будь оно восточным или западным. Китайская же цивилизация создала этическую систему, пронизывающую все сферы человеческой жизни, и, усилив ее путем воздеяния в религиозную догму, превратила ее в традицию. Это конфуцианство, суть которого в целом сводится к пяти основным постулатам — гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность.
<…>Конфуцианство, проповедует, что люди, которые следуют этим постулатам, пользуются уважением со стороны окружающих и вместе с тем заслуживают милость богов, могут прожить счастливую жизнь. Возможно, что нередко так оно и случалось. Но бывало и иначе. Достаточно вспомнить отца историографии» Древнего Китая Сыма Цяня. Знакомясь с жизнеописанием видных исторических деятелей Китая, он заметил, что не все, следовавшие пяти постулатам, были счастливы и, напротив, многие, не следовавшие этим принципам, прожили вполне благополучно.
Буддизм проповедует нормы повседневной жизни, аналогичные конфуцианским. Но так как он не ограничивается лишь нынешним существованием человека, а указывает на преемственность между прошлым и будущим и на цели кармической зависимости75 между ними, то это учение способно разрешить сомнения Сыма Цяня. По буддизму, счастье или несчастье человека находится в прямой зависимости от его поведения в прошлых существованиях. То есть даже если добрые дела, совершаемые в этой жизни, и не дадут сейчас результатов, эти результаты проявятся во время будущих перерождений человека.
В современном мире преобладает мнение, что при совершенствовании общества происходит и совершенствование самого человека.
Социализм развивается именно на этой основе. Тем не менее в обществе, которое именует себя свободным, манипуляция информацией и система управления проникают во все сферы деятельности.
Развитие психоанализа и психологии, а также использование средств массовой информации позволяют власть имущим с легкостью управлять душами людей.
<…>Позиция, в соответствии с которой благодаря изменению общества изменяется и человек, усиливает опасность того, что несознательные люди будут управляться волею других. Я говорю о такой опасности, исходя из того, что необходимой основой достоинства человека является его способность совершенствовать самого себя, следуя своей собственной воле. Опасность, таким образом, заключается в угрозе человеческому достоинству.
<…>Мне кажется, акцент нужно делать на развитие самосознания человека как субъекта, на самостоятельности мышления, которое стимулирует движение по восходящей — к самовоспитанию и самопреобразованию. В результате и произойдет совершенствование общества.
Не будет преувеличением сказать, что после развенчивания понятия «Бог» разрушилось мировоззрение, созданное основателями науки нового времени, и в современной науке осталась лишь логика материального мира. Особенность механистического мировоззрения заключается в том, что оно не создавалось как цельное мировоззрение. Оно формировалось в качестве предполагаемой гармоничной системы с Богом в центре, но когда из этой системы исключили Бога, то и само мировоззрение исчезло.
Если поставить вопрос о формировании нового мировоззрения, то где для этого искать основу? Я думаю, что эту основу следует искать в самом человеке, окружающем его мире живого. Мировоззрение, в центре которого находится бог или нечто ему подобное, ушло в прошлое. Вместе с тем в мире живого в человеческой жизни остается еще много неясного, хотя современная наука и строится на логике материального мира.
Если новое мировоззрение строить на принципе обращения внутрь человека, то такой подход безграничен, поскольку включает мир живого, растений, представляет собой открытую систему в отличие от закрытой системы механистического мировоззрения, замыкавшейся на собственной ограниченной логике. Для создания такой основы мировоззрения следует поощрять развитие взаимодействия всех форм человеческой деятельности, в том числе науки и религии.
Безусловный факт, что развитие науки открыло качественно новый этап в истории человечества… Однако перед человечеством много сложных проблем, которые не позволяют людям дать утвердительный ответ на вопрос: «Действительно ли счастлив человек?»
Почему это так? Можно назвать много причин. Например, сказать, что наука — своего рода «обоюдоострый меч», она ведет к дисбалансу в духовном мире человека, когда наукой чрезмерно увлекаются.
Здесь, как мне кажется, также не следует упускать из виду, что развитие науки, которое ведет к расширению познания внешнего мира, обязательно должно вести и к развитию духовных интересов личности. Это, к сожалению, не так. Видимо, еще не найдены достаточные средства для проникновения во внутренний мир человека, потому что на глубокое изучение внутренней жизни человека не обращается столько внимания, как на научно-техническое развитие, и эти вопросы к тому же не решаются во взаимосвязи.
<…>Мне кажется, существует острая необходимость активизировать стремление к обогащению духовного мира человека. Вероятно, параллельно с процессом обучения, когда прививается любовь к знаниям, должен идти процесс обогащения духовного мира человека [6. С. 40 — 41, 44, 56 — 57, 140 — 141, 144 — 145, 176].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание