Из «Луньюя»
1.16. Учитель сказал: Не печалься о том, что люди тебя не знают, А печалься о том, что ты не знаешь людей.
2.1 Учитель сказал: Кто правит согласно добродетели, Подобен северной звезде: Стоит на своем месте В кругу других созвездий.
2.11 Учитель сказал: Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем.
2.15. Учитель сказал: Напрасно обучение без мысли, Опасна мысль без обучения.
2.19. Правитель Айгун спросил: Как привести народ к покорности? Конфуций ответил: Если возвышать прямых и отстранять кривых, Народ сам покорится; Если возвышать кривых и отстранять прямых, Народ не покорится.
3.5. Учитель сказал: У варваров при государе — Хуже, чем у китайцев без него.
4.4. Учитель сказал: Если стремиться к милосердию, не будет зла.
4.10. Учитель сказал: Благородный муж Ничего не разрешает И не запрещает в Поднебесной, А соизмеряется со справедливостью.
4.12 Учитель сказал: Когда исходят лишь из выгоды, То множат злобу.
4.14. Учитель сказал: Не печалься о том, что нет места, А заботься о том, чем себя утвердить; Не печалься о том, что никто не знает тебя, А стремись быть тем, кого могут знать.
4.16. Учитель сказал: Благородный муж научен справедливостью, Малый человек78 научен выгодой.
4.17. Учитель сказал: Увидев мудрого, стремитесь с ним сравняться; Увидев недостойного, вникайте внутрь себя!
4.25. Учитель сказал: Добродетель не бывает одинокой, У нее непременно есть соседи.
8.9. Учитель сказал: Народ можно принудить к послушанию, Но его нельзя принудить к знанию.
8.10. Учитель сказал: Быть смуте, когда смелы и ненавидят бедность; Быть смуте, когда уж слишком ненавидят Людей, лишенных милосердия.
8.13. Учитель сказал: Всегда будь искренним, люби учиться, Стой насмерть, совершенствуй путь79. Страна — в опасности, ее не посещай, В стране — мятеж, там не живи. Есть в Поднебесной путь — будь на виду, А нет пути — скрывайся. Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь; Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути.
9.26. Учитель сказал: Можно с полководцем разлучить солдат, Но нельзя стремлений у простых людей отнять.
9.28. Учитель сказал: Становится известно, как стойки сосна и кипарис, Лишь с наступлением холодного сезона.
12.11. Циский правитель Цзыгун спросил у Конфуция о правлении. Конфуций ответил: Это когда будет государем государь, Слугой слуга, Отцом отец И сыном сын.
12.17. Цзи Канцзы80 спросил Конфуция о правлении. Конфуций ответил: Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь вы сами?
12.19. Цзи Канцзы, говоря с Конфуцием о правлении, спросил: Что если казнить беспутных ради приближения к пути? Конфуций ответил: Ведь Вы — правитель, Зачем же Вам казнить? Когда стремитесь Вы к добру, То делается добрым и народ. У благородных добродетель — ветер, У малых же людей она — трава, Склоняется трава вслед ветру.
13.6. Учитель сказал: Когда ведешь себя ты правильно, То за тобой пойдут и без приказа; Когда же ты ведешь себя неправильно, То не послушают, хоть и прикажут.
13.10. Учитель сказал: Если кто использует меня, У него в течение года будет уж неплохо, А через три он обретет успех.
13.11. Учитель сказал: Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям, Они в течение ста лет могли бы победить жестоких И отринуть казни.
13.12. Учитель сказал: Когда себя ты исправляешь То с чем не сладишь ты в делах правления? Когда не можешь сам себя исправить, То как же будешь исправлять других?
13.16. Правитель Шэгун спросил о правлении. Учитель ответил: Это когда рады те, что близко, И приходят те, что далеко.
13.18. Правитель Шэгун сказал Конфуцию: — Есть в общине у нас человек прямой: Его отец украл барана, А сын выступил против отца свидетелем. Конфуций ответил: У нас же в общине прямые люди Отличаются от ваших. Отцы тут покрывают сыновей А сыновья — отцов. В этом и заключается прямота!
13.24. Цзыгун спросил: Что, если кого-то любят все односельчане? Учитель ответил: Это плохо. Что если кого-то ненавидят все односельчане? — снова спросил Цзыгун. Учитель сказал: Это тоже плохо. Будет лучше, если его полюбят хорошие односельчане И возненавидят злые.
14.24. Учитель сказал: В древности учились для себя, Ныне учатся для окружающих.
15.20. Учитель сказал: Когда не говорите с тем, С кем можно говорить, Теряете людей; Когда же говорите с тем, С кем говорить нельзя; Теряете слова. Мудрый не утрачивает людей И также не теряет слов.
15.21. Учитель сказал: Благородный муж винит себя, Малый человек винит других.
15.24. Цзыгун спросил: Найдется ли такое одно высказывание, Чтобы можно было следовать ему всю жизнь? Учитель ответил: Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, Того не делай и другим.
15.28. Учитель сказал: Что ненавидят все, То требует проверки, Что любят все, То требует проверки.
15.29. Учитель сказал: Человек может сделать путь великим, Не путь делает великим человека.
15.30. Учитель сказал: Лишь та — ошибка, Что не исправляется.
16.9. Конфуций сказал: Высший — тот, кто знает от рождения; Следующий — тот, кто познает в учении; Те же, кто и в крайности не учатся, — Люди низшие.
17.3. Учитель сказал: Не происходит изменений лишь с высшей мудростью И низшей глупостью. [8. С. 263 — 297].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание