Социальная утопия и антиутопия
Само понятие «утопия» появилось в начале XVI в. с выходом в свет произведения под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона».
Слово «топия» (от греч. topos) означает «место». Приставка «у», вероятно происходит из греческого «eu» либо «u». В первом случае имеется в виду эвтопия (благословенная страна), во втором — утопия (место, которого нет). Не исключено, что это была игра слов: «страна прекрасная, но несуществующая». Очень скоро «утопия» перестала быть лишь названием описанного Мором счастливого острова. Она стала наименованием литературного жанра и стиля мышления.
Утопия выступает как живое явление сознания и культуры, ее формы и содержание меняются от эпохи к эпохе. Сущность утопии чаще всего пытаются определить через отношение воплощенного в ней идеала к реальности. Утопист воспринимает эту реальность как некоторый набор положительных и отрицательных факторов. Упорядочивая последние путем отбрасывания недостатков и сохранения преимуществ, автор строит идеальную систему, которая отвечает его субъективным представлениям о наилучшем устройстве общества.
Таким образом, утопию можно определить как «произвольно сконструированный образ идеального социума, принимающего различные формы (общины, города, страны и т. п.) и простирающегося на всю жизненную среду человека — от внутреннего его мира до космоса». В таком случае утопическое сознание — «это сознание, произвольно полагающее образ идеального социума» [2. С. 23].
Вместе с тем, это не просто произвольное порождение воли субъекта. Любой социально-утопический проект выступает как своеобразная «матрица», социокультурный «код», «слепок» того мира, в котором живет и действует, размышляет, экспериментирует утопист. В этом «слепке», безусловно, отражены реальные проблемы и противоречия данного общества, связанные с экономическим и культурным уровнем развития, с характером социально-классовой структуры. И если речь идет о произволе утопического сознания, то лишь по отношению к логике исторического процесса, объективным законам развития объекта, описываемого автором.
Положенный произвольным воображением образ идеального социума может быть соотнесен как с прошлым, так и с будущим, а может вообще не соотноситься с временной шкалой.
Чтобы получить более или менее полное представление об истории утопической мысли, другими словами о путях эволюции социального идеала, необходимо обратиться к типоморфологии, т. е. выделить формы, типы, виды утопии, которые могут быть приняты в качестве основания некоторой систематизации.
В обширной литературе предлагают различные принципы разделения утопий, например: по принципу их подлинности (утопии, полуутопии, квазиутопии — Ф. Полак); по принципу ориентации на тип темперамента (анархические и архические — А. Фойгт); но принципу локализации идеала (утопия, ухрония — Ф. Мануэль) и т. п.
При классификации утопий очень важно выделять уровень, на котором происходит их продуцирование в обществе. В первую очередь должны быть рассмотрены народные утопии, создаваемые представителями социальных низов — крестьянами и горожанами. В этих утопиях выражен социальный идеал праведного общественного строя, стремление масс к правде и справедливости.
В условиях феодализма народноутопическая идеология достигла своеобразной вершины в учении вождя Крестьянской войны в Германии XVI в. Томаса Мюнцера. Он выступил с осуждением частной собственности, провозглашая общность имущества, обязательность труда для всех. Основной пафос такого рода утопии состоял в революционном отрицании существующего. Что же касается заключающихся в ней положительных требований, социальных идеалов, то они носили весьма смутный характер и были в значительной мере обращены назад, к строю патриархального равенства.
Тем не менее плебейская часть германского общества, «по крайней мере» в мечтах, должна была выйти за пределы едва только нарождавшегося тогда современного буржуазного общества… Она должна была уже подвергнуть сомнению учреждения, представления и взгляды, которые были свойственны всем покоящимся на классовых противоречиях общественным формам. Хилиастические мечтания раннего христианства представляли удобный исходный пункт для этого. Но в то же время, — заключает Энгельс, — это стремление выйти за пределы не только настоящего, но будущего могло быть лишь фантастическим, лишь насилием над действительностью, и первая же попытка осуществить его на практике должна была отбросить движение назад, в те узкие рамки, которые только допускались тогдашними условиями»[30. С. 368].
Народный идеал может быть воплощен в самых различных литературных формах: поэмах (английская Страна Кокейн), легендах (русское Беловодье), сказках, песнях, публицистических произведениях.
Народная утопия весьма многослойна, она может включать сразу несколько социальных идеалов, например мелкобуржуазный и крестьянско-патриархальный, а иногда элементы пролетарского идеала (идеал свободы от эксплуататорского труда). В итоге — четко выраженная оппозиционность существующим общественным отношениям, скрытая или, наоборот, ярко проявляющаяся антиофициальность.
Второй уровень классификации утопий представляют официальные утопии. Это некоторая совокупность социально-утопических идей, лозунгов, программ, провозглашаемых официальной инстанцией (в лице государства, партии и т. д.) в качестве национальных идеалов и целей и обычно фиксируемых в соответствующих документах, включая конституционные акты. Элемент такого рода утопий можно найти, например, в программе Великого общества» президента США Л. Джонсона; в концепции «большого скачка» в коммунизм Мао Цзедуна; решениях XVII партконференции ВКП(б) о ликвидации классов в СССР в короткий срок; в программе развернутого строительства коммунизма за два десятилетия, выдвинутой Н. С. Хрущевым в 1959 — 1961 гг., в практике насаждения «зон трезвости» в период проведения антиалкогольной компании в 80-х годах в нашей стране.
Официальные утопии — результат целенаправленной деятельности профессиональных идеологов и политиков, выполняющих социальный заказ. Нередко такого рода утопии становятся средством манипулирования сознанием масс, хотя в целом официальная утопия отражает и действительное видение элитой перспектив дальнейшего развития общества.
Созданные «низами» и «верхами» утопии составляют лишь небольшой пласт утопической литературы. Основной вклад в ее создание вносят профессиональные литераторы и теоретики, чьи литературно-теоретические утопии относятся к третьему классификационному уровню.
Самой распространенной формой воплощения утопического идеала является художественная литература, затем следует трактат (экономический, политический, социальный и т. д.) и, наконец, документ (декларация, манифест, устав, программа и т. д.).
Проблемы общественной жизни, связанные с имущественным неравенством, социально-экономическим, политическим и духовным гнетом, пытались и пытаются решить самые светлые умы в различных уголках земного шара, предлагая разнообразные, порой взаимоисключающие, рецепты в зависимости от своего мировоззрения, степени зрелости общественного развития, этнических и географических особенностей регионов планеты, специфики взаимодействия человека с окружающей средой.
Идея создания совершенного мира волновала многих великих художников, философов, социологов, естествоиспытателей: Платона, Августина, Кампанеллу, Мора, Бэкона, Мабли, Кабе, Фурье, Платонова и др. Если разместить утопические идеалы, созданные этими великими мыслителями, на шкале исторического времени, то можно выделить утопии: регрессистские — ориентированные на возрождение исторически изживших себя и исчезнувших социальных форм («золотой век»); консервационистские — нацеленные на сохранение социальных форм, исторически исчерпавших себя, но еще не исчезнувших; и, наконец, прогрессистские — воплощающие, с точки зрения утописта, тот идеал, который способен обеспечить общественный прогресс.
Социальная утопия — сложное многомерное явление. Отсюда и ее полифункциональность. Главной, существенной функцией утопии является критическая функция, ценность которой особенно возрастает в тот момент, когда прямая критика существующих порядков затруднена и ограничена. По своей политической и социальной направленности, интенсивности утопическая критика может быть как созерцательного, так и радикального характера. Американский социолог М. Мэмфорд называет такие утопии соответственно «утопиями бегства» и «утопиями-реконструкциями». Критический пафос утопии направляется на разные объекты: например, на существующие в данном обществе порядки или на нежелательное будущее, грозящее человеческому существованию.
Утопия никогда не ограничивалась лишь критикой общественно-политических структур. Это, скорее, был определенный социальный фон, на котором вырастал многоаспектный идеал, служивший эталоном, предназначенным для того, чтобы сверять с ним практически ориентированные проекты. Отсюда вытекает нормативная функция утопии.
Поиск новых форм «овладения» будущим, оценка перспектив взаимодействия человека и природы, природы и общества ставят утопию в ряд важнейших вненаучных форм идеального освоения мира. Дополняя научное знание вненаучными гипотезами и идеалами, принимая на себя функцию пробного исследования возможных границ человеческой деятельности, утопия часто предвосхищает истины, которые будут открыты и обоснованы наукой в будущем, т.е. выполняет еще и когнитивную (познавательную) функцию.
Роль утопии в познании социальных явлений определяется еще и тем, что она выступает как специфическая, ценностно ориентированная форма социального прогноза. Утопия, как правило, рисует образ не возможного и вероятного, а желаемого общества. Причем это всегда желание определенного социально-исторического субъекта: класса, социальной группы и т. д. Очень часто утопические идеи оказывают активное воздействие на реальный ход событий, овладевая сознанием людей и становясь мощной материальной силой, в чем проявляется конструктивная функция утопии.
Проблема совершенствования существующих порядков вставала перед многими мыслителями, поэтому, рисуя светлые перспективы, утопист стремится дать возможность пережить хотя бы в воображении блаженное состояние счастья и покоя. Дополняя «ущербный» мир реальности, авторы позволяют человеку обрести в воображении то, что невозможно обрести или совершить в реальной жизни. Так утопия выполняет компенсаторную функцию.
Давая характеристику утопическому идеалу, необходимо учитывать системное единство всех пяти перечисленных функций, потому что утопия всегда выступает одновременно и как критика существующего общества, и как норма нашей практико-созидательной деятельности и мышления, и как способ познания реального мира, и как компенсатор его несовершенства, и как материальная сила, преобразующая мир.
Утопические проекты, создавшиеся народами Востока и Запада, имеют почти столь же длительную историю, как и история мировой культуры (А. Свентоховский). Однако в кратком обзоре можно высветить лишь некоторые определяющие моменты всемирной утопической традиции, учитывая ее связь с историей социально-экономического и политического развития человечества.
На этом пути первой вехой, безусловно, выступает античная утопия и первый ее крупный представитель — Платон. Его «Государство», «Законы» можно назвать примерами классической утопии, которым подражали на протяжении многих последующих веков (см. соответствующий раздел 1-й части данного пособия). В утопиях Платона, в «Священной хронике» Евгимера (IV в. до н. э.), в «Солнечном острове Ямбула (III в. до н. э.), представлены первые попытки рационализации мифологических представлений о гармоничном, счастливом мире.
Против несправедливостей социального строя выступала не только западная, но и восточная мысль. Наиболее широкое и устойчивое развитие утопическая традиция, по мнению Жана Шено, получила в Китае в русле конфуцианской культуры, а также в русле даосизма и буддизма [29. С. 56].
В период средневековья утопическая мысль на Западе после «Града божьего» Августина не создала практически ни одного образца утопической литературы. А вот на Востоке данная традиция продолжала развиваться Ибн-Туфейлем, Иби-Баджой, Фараби в странах Ближнего и Среднего Востока, неоконфуцианцами в Китае, маздакитами в сасанидском Иране и т. д. [26. С. 176].
Эпоха Ренессанса подготовила почву для возрождения утопического идеала на Западе, она создала интеллектуальные предпосылки утопии. Изменения, происходящие в человеческом мировосприятии, связанные с гуманистическими усилиями, попытками понять окружающий мир как нечто гармонически-разумное в своих основах, новые представления о пространстве и времени, возможностях человека повлияла на создание той формы утопии, которая стала господствующей в XVII — XIX вв. Здесь в первую очередь следует, конечно, остановиться на двух произведениях — «Утопии» Мора и «Городе Солнца» Кампанеллы, оказавших исключительное воздействие на последующую утопическую мысль и давших многие установки, которым следовали утописты Нового времени.
Создателем первой литературной утопии, т. е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе, был Т. Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал картину социального строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок «Утопия» дал название всему домарксистскому периоду социалистических и коммунистических мечтаний и исканий.
История домарксистского социализма и коммунизма оказывается сегодня весьма небезынтересным предметом для изучения, ибо знакомство с тем, как представляли себе идеальное общественное устройство социалисты и коммунисты прошлого, позволяет высветить некоторые важные черты, явления, проблемы дня сегодняшнего. Утопические произведения великих социальных «новаторов» — это напряженный и далеко небезрезультатный поиск законов движения человечества к обществу подлинной справедливости.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание