logo
book_hr

Статья VI

Во всех случаях уголовного преступления обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.

Статья VII

По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как на основе положений общего права.

Статья VIII

Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Статья IX

Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Статья X

Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельными штатами, остаются за штатами или за народом [13. С. 234 — 247].

      1. Политические идеи Немецкой классической философии

Иммануил Кант

22 апреля 1724 г. в одном из небольших домов Кенигсберга в семье шорника Иоганна Канта родился четвертый по счету ребенок, этим ребенком был Иммануил Кант, в будущем великий мыслитель.

После окончания гимназии, где Кант основательно изучил латынь, греческий язык, произведения античных авторов, математику и логику, а также историю религии и сочинения религиозного содержания, познакомился с основами мета-физической философии, он поступает в Кенигсбергский университет. Окончив его, работает учителем в разных частных домах, в 1755 — 1770 гг. приват-доцентом в Кенигсбергском университете. После защиты четырех диссертаций Кант становится в 1770 г. профессором философии. Скончался Кант 12 февраля 1804 г.

Круг научных интересов Канта был чрезвычайно обширен: астрономия, математика, физическая география, логика, философская антропология, механика, минералогия, история, философия, эстетика, право.

Первый период его научных исследований (до 1770 г.) условно называют докритическим. В это время Кант высказывает гипотезу о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, о возникновении планет из вращающихся туманностей.

После 1770 г. происходит переход к воззрениям «критического периода», названного так по трем основным произведениям Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В этих работах он излагает теорию познания, этику, эстетику и учение о целесообразности в природе. В состав философских учений, разработанных Кантом на основе критицизма, вошло и учение о праве. Это один из поздних результатов философского развития Канта. В 1779 г. была опубликована работа Канта «Метафизика нравов», где он обосновывает учение о праве и учении о добродетели, предлагает систему правовых и этических воззрений. По Канту, в нормах права, в отличие от этики, имеются в виду исключительно внешние отношения между людьми.

В учении Канта о государстве главная мысль состоит в том, что человек возлагает надежду не только на самого себя, но и на социальные институты, на юридические законы. Теоретический источник этих идей — взгляды Руссо. Центральное понятие теории государства — понятие гражданской свободы. Рядом с ней Кант ставит принципы гражданского равенства и гражданской самостоятельности. Идеальной формой государств он считает представительную республику. Кант — решительный противник тирании, и, чтобы исключить деспотизм, он настаивает на строгом разделении властей — законодательной, исполнительной и судебной.

Идея вечного мира — завершающее звено гуманистической философии Канта. В обществе, где властвуют законы, царит мир. Вечный мир — это исключение войны из жизни общества. Войны с их бедствиями и разорениями могут тормозить прогрессивное развитие человечества, но моральный разум осуждает войны, и поэтому с развитием культуры и гуманности войн будет все меньше, пока они совсем не исчезнут. Философ видит серьезную угрозу миру в безграничном вооружении государств, ибо огромные затраты на вооружение и содержание армий, соперничество государств в увеличении военной мощи приводят неизбежно к войне.

Перед человечеством, по Канту, открываются две возможности достижения вечного мира: одна — путем договора, запрещающего войны, другая «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны.

Теоретическое обоснование Кантом борьбы за правопорядок и гласность, за выживание человечества чрезвычайно актуально и в наши дни, поскольку проникнуто высокими гуманистическими идеалами. Кант оставил философии в наследство одну из самых оригинальных и глубоких философских систем.

Приводимые ниже фрагменты дают представление о политических идеях Канта.