Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
Учение Конфуция столь же обширно и безгранично, сколь обширно и безгранично небо. Никому еще не удавалось изложить его сокровенную сущность, хотя многие брались за это. При этом каждый хвалил свое собственное толкование, каждая школа придерживалась своего собственного понимания идей Конфуция, прибегая к многочисленным объяснениям для доказательства своей правоты, и в течение продолжительного времени люди заблуждались. Многие, овладев какой-нибудь одной частью учения Конфуция, считали ее наиболее ценной.
Сначала люди были введены в заблуждение порочным учением Сюнь-цзы; потом они были сбиты с толку подделками Лю Синя и, наконец, окончательно запутаны односторонним толкованием Чжу Си. Поэтому великое учение некоронованного правителя продолжало оставаться во мраке. В результате всего этого в течение двух тысяч лет Китай оставался обществом сяокан87 и не мог стать обществом датун. О, как это горестно!
<…>В процессе изучения истории периода Чжаньго, Циньской и Ханьской династий я обнаружил, что причины спокойствия или смуты в государстве, а также хорошего или плохого состояния нравов и обычаев на протяжении нескольких тысячелетий объясняются тем, проводилось ли в жизнь учение Конфуция.
<…>К сожалению, толкования великого учения Конфуция представителями Школы современных текстов слишком расплывчаты и не передают его основной смысл. Поэтому я отбросил в сторону все комментарии и начал читать подлинные тексты классических книг. Когда я дошел до главы «Лиюнь» книги «Лицзы», то, пораженный прочитанным, я сказал: «Сущность великого учения Конфуция и его теория о смене трех эр88 содержатся именно в этом разделе». Здесь Конфуций ярко изложил свое учение об обществах датун и сяокан и четко установил различие между ними.
В нашей стране — Китае — в течение двух тысяч лет при династиях Хань, Тан, Сун и Мин, вне зависимости от того, были ли это периоды спокойствия или смуты, подъема или упадка, существовало общество сяокан. Все, что проповедовали конфуцианские ученые Китая на протяжении двух тысяч лет…, — все это были учения об обществе сяокан. …Конфуций же, скорбя о страданиях человечества, стремился спасти людей от гибели. Его глубокие надежды и благородные побуждения, искренние желания и возвышенные мечты получили свое полное выражение в учении об обществе датун. Однако, ввиду того что сам он родился в эру луань, его учение нельзя было осуществить, ибо нельзя было перескочить через историческую ступень. Хотя он и думал о наступлении эры тайпин, однако еще не пришла эра шэнпин, еще не было ликвидировано состояние эры луань. Ему поэтому не оставалось ничего другого, как постепенно продвигаться вперед и все делать по порядку. Поэтому и в главе «Лиюнь», и в других произведениях Конфуция речь идет главным образом об обществе сяокан и мало развивается учение об обществе датун. Как говорится: «Стремиться осуществить то, что невозможно в настоящее время»89.
<…>Сейчас Китай представляет собой общество сяокан. В наше время не стремиться к прогрессу и цепляться за старое — значит предавать забвению идеи Конфуция и извращать основы его учения, не стремиться к спокойствию во всем мире и достижению счастья для всех людей. Это значит проявлять неуважение к Конфуцию и отказаться от идеи единения всего мира. Между тем святость Конфуция заключается в его идее о постоянном прогрессе человеческой морали. И разве его учение ограничивается суждениями об обществе датун?
<…>Методы политического правления, выработанные совершенномудрым, напоминают методы лечения, применяемые в зависимости от течения болезни. Болезней множество и рецептов также очень много. Учение о датун и о сяокан — всего лишь один — два из рецептов совершенномудрого. Скорбя о недугах современного мира, я нашел у Конфуция старый рецепт. Несмотря на невежество и никчемность, я объявляю этот рецепт перед миром с целью исцеления Китая и пробуждения всех людей на Земле. Я надеюсь, что высокообразованные и знающие науки люди поправят меня… [3. С. 106 — 110].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание