logo
book_hr

Законы Ману

«Законы Ману» — самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник, пользовавшийся большим авторитетом в древности и в средние века, и сегодня продолжает сохранять у индийцев свое нравственно-регулирующее значение. «…Наше общество, — писал Р. Тагор, — зиждилось на том, что Ману называл «праведной жизнью» [11. С. 350]. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. Ученые относят происхождение «Законов Ману» ко II веку до н. э. — II веку н. э.

В VI — V веках до н. э. в Индии возникли крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспосабливались к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворить потребности государства. Возникли дхармасутры — основанные на «священном откровении» (па Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были не сводами действующего законодательства, а сборниками поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль — лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

Из дхармасутр выросли дхармащастры — правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Ученые считают, что основой дхармащастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра.

Перевод названия сборника как «законы Ману» не совсем точно передает его подлинное санскритское название. Более точный перевод — «наставления Ману в дхарме». В русском языке нет слова, в точности соответствующего санскритскому «дхарма». Но в любом случае значения закона это слово никогда не имело. Под законом обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово же «дхарма» означает в данном случае совокупность правовых, моральных и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения.

Дхармащастра Ману — это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов добродетелью44. Он включает предписания не только относительно гражданского и уголовного законодательства, но и относительно норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т. д.