Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
Это был худший старт для мирового порядка, который люди были бы готовы воспринимать как новый. Война в Заливе имела целью не столько освободить Кувейт или выполнить резолюции Организации Объединенных Наций, сколько перекроить сначала Ближний Восток, а потом остальной мир. Число проигравших при этом будет огромно. Мы станем свидетелями дальнейшего ухудшения отношений между богатыми государствами Севера и бедными странами Юга, а на последующем этапе — между экономическими блоками самых богатых.
«Новый мировой порядок», к которому стремятся рядовые люди, должен быть свободен от страха перед оружием и войнами. Должен опираться на сотрудничество, взаимообмен и равенство. В его основе должны лежать демократия, обеспечение прав человека, а также защита окружающей среды, защита от эпидемий, от всего того, что угрожает человечеству — ныне или в будущем. Именно к такому «новому мировому порядку» стремятся люди. Но можно ли на основе того, как он пока складывается, утверждать, что мы на правильном пути?
Когда арабы в годы первой мировой войны сражались на стороне Антанты, они сражались против Оттоманской империи, у которой было много общего с арабами, например религия. Они вступили в войну для того, чтобы оказать сопротивление тем несправедливостям, которые причиняли им турки, и добиться свободы. Но едва окончилась война, как арабы стали первыми жертвами союзников (членов Атланты), которые нарушили все свои данные перед войной и во время войны обещания. Долгие годы после этого арабы испытывали негодование и обиду, и большая часть региона была охвачена беспорядками.
Во время второй мировой войны все повторилось вновь, не считая незначительных перемен в именах действующих лиц, которые на этот раз нарушили свои обещания и обманули арабов.
С тех пор как Ближний Восток приобрел благодаря нефти особую значимость, он являлся центром конкурентной борьбы за господство над нефтяными богатствами, за контроль над ценами и уровнем добычи, за определение характера отношений с другими странами. В результате нефтедобывающие страны неизбежно теряли самостоятельность.
Нельзя строить отношения между странами лишь на прекрасных словах, обещаниях или мечте. Они должны основываться, в первую очередь, на равновесии сил, взаимных интересах и обоюдовыгодном сотрудничестве сторон. Изоляция государств невозможна, по крайней мере в настоящее время. Никакое открытие, никакой технический прорыв не должны быть достоянием отдельных личностей, а должны приносить пользу также и всем другим: они должны быть интернационализированы.
По тому же принципу ближневосточную нефть следует использовать в помощь всему человечеству: вот почему мы призываем к ее интернационализации. Вопрос в том, в какой мере Запад способствует такой интернационализации и в какой мере препятствует ей.
Начиная с 70-х годов и по сей день стремление устанавливать уровни добычи нефти и цены на нее стало одной из самых серьезных причин хаоса и беспорядков на Ближнем Востоке.
Запад, особенно Соединенные Штаты, далеко не невинны, поскольку они всячески поддерживали коррумпированных и отсталых правителей, игнорировали желание народов и их справедливые устремления. Цель Запада состояла и состоит в том, чтобы способствовать возникновению охваченных беспорядками районов, в которых он мог бы затем продавать свое оружие и испытывать его.
Теперь арабы-интеллектуалы понимают, какими мотивами руководствовался Запад, возобновляя свои войны в этом регионе. Они понимают, что его цели не ограничиваются нефтью, выполнением резолюций Организации Объединенных Наций или защитой тех или иных режимов. Действуя в Заливе, он выходит далеко за эти рамки, стремясь уничтожить историю цивилизации, культуры и религии района.
Наступит день, когда мы поймем, что попытки, предпринятые с целью ограничить масштабы недавнего конфликта и добиться мирного урегулирования, были многочисленны и серьезны. Но их успеху помешало то, что Соединенные Штаты не хотели мирного решения, поскольку оно свидетельствовало бы о том, что они не в состоянии в одиночку и полностью контролировать ситуацию.
Я отнюдь не пытаюсь преуменьшить мощь и значимость Соединенных Штатов. Но нам следует помнить, что у Америки при всей ее силе, при всем ее превосходстве нет чувства исторической перспективы и нет индивидуальности, то есть качеств, которыми обладают, по-видимому, лишь древние нации. У нее также нет тех исторических и географических уз, которые связывают народы между собой.
Цивилизация и дух решимости, которой преисполнен человек, значительно превосходят возможности созданной человеком техники. И это нечто такое, чего американцы, видимо, не понимают и даже не могут себе представить. Я прибегаю к этому сравнению не для того, чтобы возбудить людей или расшевелить в них чувство национальной гордости, а просто четко сформулировать мысль о том, что нация, у которой свои собственные, уходящие корнями в далекое прошлое история, цивилизация и культура, отличается от корабля, пассажиры которого, собравшись вместе по воле случая и приключений, воображают, что при помощи денег и высокомерия они способны создать свою собственную историю.
Испанские республиканцы потерпели поражение в гражданской войне, но обрели будущее. Одна из многих причин их поражения состояла в том, что Франко использовал музеи и памятники в качестве прикрытия для своих войск. Республиканцы не отважились идти на штурм своей истории и своего будущего. И именно поэтому они предпочли отступить, позволив варварской диктатуре отпраздновать победу.
Во время войны в Заливе американская авиация, использовав тысячи тонн взрывчатки, уничтожала цивилизацию, воплощенную в памятники и исторические сооружения. Так обращаться с памятниками никто, особенно «цивилизованные» нации, не вправе. Трудно, конечно, представить себе, чтобы в списках первоочередных целей для бомбардировщиков значились памятники культуры и истории, особенно дорогие сердцу народа. Конечно, нет. И возможно, когда, рассуждая о войне, я задерживаюсь на таких моментах, дают о себе знать мои особые пристрастия к культуре. Давайте посмотрим в таком случае на другую сторону медали.
Масштабы вооруженных сил, которые Америка задействовала в войне в Заливе, свидетельствовали не о стремлении этой страны сохранить там «мировой порядок», а скорее о ее стремлении удержать в своих руках контроль над нефтью этого региона. Нефть занимает первое место в перечне интересов США.
Теперь мы подошли к еще одной проблеме, связанной с «новым мировым порядком»: кто будет контролировать энергетические ресурсы и кому будут принадлежать наиболее выгодные позиции в конкурентной борьбе за обладание ими? «Новый мировой порядок» предполагает конкуренцию между крупными блоками стран. На сегодняшний день это, судя по всему, — Северная Америка, Западная Европа, некоторые страны Восточной Азии и Советский Союз.
Одним из важнейших объектов конкуренции между ними будет нефть, поскольку, например, у Японии вообще нет своей нефти, я Европа тоже в значительной мере зависит от импорта.
Большую часть мировых запасов нефти контролируют Соединенные Штаты через американские компании и благодаря своим отношениям с нефтедобывающими странами. Соединенные Штаты упрочивают свои экономические позиции и повышают свою конкурентоспособность, прибегая к таким методам, как удержание за собой доходов от нефти или акций, а также путем продажи оружия, особенно в нефтедобывающие страны. В настоящее время Соединенные Штаты способны навязать «новый мировой порядок». Совершенно ясно, что одним из основных элементов недавнего конфликта была нефть, и, следовательно, каждый член коалиции и доля каждого из них в пироге будет играть роль в определении характера этого «мирового порядка».
<…>После войны в Заливе ни одна страна, как бы сильна она ни была, не сможет единолично занимать господствующее положение. Вся история свидетельствует о том, что лишь немногим государствам удавалось сохранить такие позиции в течение сколько-нибудь длительного времени. Если не считать Древнего Рима, все империи быстро разваливаются. В настоящее время Соединенные Штаты не способны представить себе ослабление или потерю своего положения. Но все свидетельствует об обратном.
В нынешний послевоенный период Соединенные Штаты пытаются, действуя в рамках «нового мирового порядка», овладеть инициативой. Однако в мире, охваченном губительной конкуренцией, в мире, разделенном на Север (на него приходится основная доля власти, опыта, особенно технического опыта) и Юг (с его каждодневно все более обостряющимися проблемами и нарастающей задолженностью). Соединенные Штаты не обладают достаточным потенциалом, чтобы справиться с проблемами экономики. Не способны они также обеспечить стабильность и сотрудничество, не говоря уже о достижении свободы и равенства — целей, к которым стремятся народы.
Захлестнувшая сейчас Ближний Восток волна враждебности — это реакция на политику подавления, осуществляемую Западом, на чинимые им несправедливости. Подобная реакция дала о себе знать в Иране в годы правления шаха и проявляется сейчас в арабском мире, особенно в нефтедобывающих странах. Сам по себе Кувейт не имеет большого значения. Не является он и оазисом демократии. Его важность предопределяется нефтяными богатствами, скрытыми в пустыне.
Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций Организации Объединенных Наций и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам. Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши, в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной волны. Вот почему многие арабы полагают, что их старания — результат заговора диктаторских режимов и Запада.
Анализируя характер событий в этом районе, ученые могут придерживаться устаревших теорий, касающихся восточного деспотизма, или указывать на инфантильность некоторых народов, говорить о преобладании эмоциональной позиции над рациональной. Подобный взгляд европейца, коль скоро его используют для искажения позиции другой стороны или отказа считаться с ней, может исключить возможность диалога или компромисса.
Естественно, многие арабские мыслители проводят различие между Западом, выступающим в обличье крупной державы, и Западом, представляющим собой группу наций, цивилизаций и культур. Они также видят, что существует множество различий между Европой и Америкой. Они знают, что географическая близость арабских стран к Европе облегчает европейцам понимание устремлений арабских народов к свободе, демократии и равенству. Они также принимают во внимание взаимодействие между европейской цивилизацией, с одной стороны, и исламской, арабской цивилизацией, способствовавшей наступлению эпохи Возрождения, — с другой.
Война в Заливе заворожила людей, нанесла ущерб успехам, достигнутым в длительной борьбе за свободу культуры и мысли, за право знать истину, право возражать или не соглашаться. То, что Джордж Оруэлл описывает в своем романе «1984», относится не к какой-то одной политической системе, или какому-то специфическому географическому району, или отрезку истории. Описанное им — промывание мозгов, перестройка человеческой памяти и сотворение «идеальной» личности — происходит ныне в международном масштабе.
Соединенные Штаты встали на защиту Саудовской Аравии от возможного иракского вторжения. Затем они заявили о намерении уничтожить иракскую военную машину и, наконец, о стремлении покончить с иракским режимом. Эти цели совпали с задачей учреждения «нового мирового порядка» в целях политической и географической перестройки района. Нам же, как народу, разрешается лишь выслушивать заявления, а затем верить им, соглашаться и подчиняться. А к тем, кто не соглашается или не подчиняется, будут относиться с опозданием. Их осудят и соответствующим образом накажут.
Стоит напомнить древнюю басню о волке и ягнятах, сохранившуюся в древнеиндийском эпосе «Калила и Димна». Волк хотел съесть ягненка, но ему нужно было найти основания, чтобы оправдать свой поступок. Волк установил правило, из которого следовало, что ягненок, утолявший жажду в верхнем течении ручья, загрязнял воду, которую потреблял волк. В силу этого волк вынужден был сожрать ягненка.
Причины и основания всегда налицо, нам предлагают лишь принять их на веру, согласиться и подчиниться. Но дело в том, что причины недавней войны в Заливе совсем не те, которые были названы публично. Пока не будет восстановлена роль общественного мнения, пока человек не вернет себе чувство собственного достоинства, не отстоит свое право на доступ к информации и право быть честным по отношению к своей культуре и к своему веку, он не сможет внести никакого вклада в формирование того или иного «мирового порядка», призванного прийти на смену «холодной войне». А если этого не произойдет, тогда не будет ни помощи, ни надежды. Ни здесь, ни где-нибудь еще [7. С. 11].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание