Юстиниан I
Юстиниан I (483 — 565) — византийский император, реформатор рабовладельческого государства. Политика Юстиниана была направлена на две цели: восстановление былого могущества Римской империи и укрепление разлагавшихся рабовладельческих отношений. Он значительно укрепил государство, усилил государственный бюрократический аппарат, армию, поставил ремесла и торговлю под контроль государства, провел огромную работу по кодификации и созданию свода римского гражданского права, регулировавшего имущественные отношения римского рабовладельческого общества. За многие века существования Римской империи до Юстиниана накопилось огромное количество правового материала (судебных сборников, трудов известных юристов — Гая, Павла, Папиниана, многочисленных императорских законов, конституций и др.). В целях укрепления господства рабовладельцев и государственной власти в условиях обострения классовой борьбы было необходимо объединить и систематизировать этот материал, освободить правовые нормы от всего устаревшего, обновить многие статьи, создать четкую, ясно и определенно изложенную систему права. Был создан свод гражданского права (четыре сборника), который по своему содержанию и оформлению был признан классическим [5].
Основными понятиями римского гражданского права являлись: лицо и его правоспособности; право частной собственности, владения; обязательственное право (правовые основы договоров и иных обязательств); семейные правоотношения; право наследования и др.
Римское гражданское право признавало лицом (persona), т. е. существом, имеющим права, не каждого человека, а только того кто имел свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье. Поэтому правоспособным (т. е. способным быть субъектом, носителем права) не могли быть раб, не гражданин Рима, не члены семьи (жена, дети). Порядок получения гражданства также был четко определен. Его можно было приобрести путем рождения от римских граждан (но только в законном браке), отпущения на свободу из рабства, а также дарования римского гражданства иностранцу. Прекращалось римское гражданство только в связи со смертью человека, с осуждением его за тяжкое уголовное преступление и в случае захвата римского гражданина в плен врагами (но при возвращении его на римскую территорию он восстанавливался в своих правах). Правое положение рабов определялось тем, что раб — не субъект, а всего лишь объект права, всего лишь необходимая в хозяйстве вещь, так называемая res maneipi («наряду со скотом или как привесок к земле»). Римское право закрепляло беспредельную власть рабовладельца над рабом: он мог раба продать, даже убить, раб не имел права вступать в брак, союз раба и рабыни не признавался браком, их дети становились рабами.
Римские юристы не дали точного определения права собственности, но, что важно, четко определили основные правомочия собственника. Собственнику принадлежало право пользоваться вещью, право извлекать доходы, плоды с собственности, право распоряжаться ею, право владеть вещью. Иначе говоря, принципиальный взгляд римских юристов на право частной собственности таков: собственник имеет право делать со своей собственностью все, что ему прямо не запрещено. Но это право все-таки не признавалось неограниченным. Были установлены законные ограничения права собственности на некоторые виды недвижимого имущества. Так, собственник земли обязывался допускать на свою землю соседа для собирания плодов, упавших с принадлежащего ему дерева, терпеть проникновение на свою землю дыма, копоти, пара и др.
По римскому праву, способы приобретения частной собственности делились на первоначальные и производные. Первоначальные способы — это захват бесхозяйственных вещей: диких животных; рыбы в реке; вещей, брошенных кем-либо за ненадобностью; нахождение клада и др. Подчеркивалось отличие между вещью брошенной, утерянной и спрятанной. Нашедший утерянную вещь должен был найти собственника и вернуть вещь за вознаграждение; захват спрятанных вещей приравнивался к краже; найденный клад надлежало поровну поделить между нашедшим его и собственником места, где найден клад. Приобретение частной собственности признавалось законным только путем купли-продажи, добровольной передачи одним лицом другому фактического владения вещью.
Большое место в римском праве занимают нормы договорных отношений в их двух основных формах — контрактах и пактах. Юристы тогда не использовали еще понятие «сделка», но очень точно определили основные черты вида контрактов: реальные (т.е. устанавливающие обязательства в связи с передачей вещи), вербальные (словесные, устные), письменные, консенсуальные. В связи с расширившимися договорными отношениями очень точно был определен юридический термин «обязательство». Сущность его выражали через «связанность» одного лица с другим в том отношении, чтобы он что-нибудь «дал, сделал или предоставил». Одна сторона в обязательстве, имеющая право требовать, была названа кредитором, другая, обязанная исполнить требование кредитора, — должником. Должника, не уплатившего в срок своего долга, кредитор мог захватить (даже без суда), а затем продать в рабство или убить. (В IV в. н. э. убивать должника было запрещено, должник был обязан передавать кредитору в уплату долга свое имущество). В этой части гражданского кодекса были точно определены процедура заключения договоров, их содержание (цель, условия, сроки и др.), ответственность сторон за неисполнение.
Первоначально в римском праве в семейных отношениях подчеркивалось полновладычество главы семьи. В понятие «семья» (familia) включались и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи (домовладыка) был единственным полноправным гражданином. Его власть в семье была безгранична, а подвластные были полностью бесправны. Позже, в последние века Римской империи, они получили некоторые имущественные права. Семья создавалась посредством брака, но владыка семьи имел право, кроме брака, состоять в сожительстве с другой женщиной, но дети ее не наследовали права своего фактического отца. Напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу право убить жену.
По закону, имущество жены при браке могло поступать в полную собственность мужа или остаться разделенным, но и в этом случае управление им передавалось мужу. Сыновья, даже имевшие детей, всецело подчинялись отцовской воле: они могли вступать в хозяйственные отношения, но все, что они приобретали, принадлежало отцу. Отцовская власть прекращалась только в связи с его смертью, утратой им гражданства и свободы, лишением его прав домовладыки или приобретением сыном некоторых почетных званий. Отцовская власть прекращалась также эмансипацией подвластного сына, т. е. освобождением его по воле отца. Причем во времена Юстиниана это оформлялось императорским рескриптом по заявлению отца.
Римское право четко, в деталях определяло порядок наследования, т. е. перехода имущества умершего лица, а также всех прав и обязанностей, связанных с этим имуществом, к другим лицам. Наследование осуществлялось или по завещанию, а если такового не оказывалось, то по закону. Кодификация римского права дала возможность по закону разделить наследников на четыре класса, подробно истолковать всевозможные варианты раздела наследства между ними, изложить порядок рассмотрения исков по наследству.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание