logo
book_hr

И. А. Ильин

Иван Александрович Ильин (1883 — 1954) — выдающийся русский философ и политолог, вдохновенный педагог и религиозный мыслитель, блестящий оратор и публицист — родился в Москве в дворянской семье. Завершив обучение в гимназии, он поступил на юридический факультет Московского университета, где впоследствии был оставлен на кафедре философии права для подготовки к профессорскому званию.

По установившейся традиции молодой приват-доцент был направлен в заграничную командировку. Он слушал лекции выдающихся специалистов в области западной философии и социального права в университетах Гейдельберга, Фрайбурга, Берлина, Геттингена, Сорбонны. По возвращении на родину Ильин активно занимается педагогической деятельностью, а в 1918 г. защищает магистерскую диссертацию, за которую по единогласному решению Ученого совета получает сразу две ученые степени — не только магистра, но и доктора государственных наук. В том же году диссертация И. А. Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» была издана в виде монографии, что, как считал впоследствии сам ученый, спасло ему жизнь: шесть раз арестовывали чекисты «контрреволюционного» профессора, но, зная философские интересы Ленина, так и не решались расстрелять автора единственного изданного в Советской России научного труда о Гегеле. В 1922 г. смертный приговор был заменен пожизненным изгнанием.

Более одиннадцати лет И. А. Ильин состоял профессором Русского научного института в Берлине. Наряду с преподаванием он часто выступал с публичными лекциями в самых разнообразных аудиториях Европы. По признанию современников, И. А. Ильин был редкостным оратором. Его выступления, насыщенные глубокими знаниями, усиленные духовной мощью его натуры, открывали слушателям правду о состоянии предреволюционной России, об истоках общенационального кризиса, о русской национальной духовности и нравственности. Именно в этот период И. А. Ильин создал свои лучшие произведения, посвященные необъятному кругу вопросов из области философии, права, истории, религии, искусства.

Но вскоре к власти пришли нацисты, и за отказ вести преподавание в соответствии с партийной программой Ильин вновь был изгнан — сначала из Русского научного института, а затем и из самой Германии. Летом 1938 г., опасаясь ареста, он бежал в Швейцарию, где прошла вторая половина его эмигрантской жизни. Несмотря на крайнюю нужду, ученый и здесь продолжал научную работу. Все четче становилось видение пройденного пути, все глубже осознание пережитого, все яснее обозначались перспективы. Определяющая линия творчества И. А. Ильина в эти годы — стремление переосмыслить историческое прошлое России, разобраться в причинах и обстоятельствах трагедии русского народа.

Не все задуманное удалось исполнить: 21 декабря 1954 г. завершился земной путь русского мыслителя-патриота. Воздавая должное его памяти, архимандрит Константин (Зайцев) писал, что, «мыслитель по призванию… Иван Александрович одновременно был гражданином, — самую мысль свою он сознательно, убежденно, последовательно и неуклонно ставил на службу гражданского долга» [Цит. по: 2. С. 11]. «…Если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели, — писал И. А. Ильин на закате жизни, — а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России» [Цит. по: 7. С. 13]. В этих словах нет ни грана неправды, ни тени рисовки; в них — весь Ильин, отдавший служению России все свои силы, знания, все богатство своей души.

* * *

Творческое наследие И. А. Ильина огромно. Среди работ политико-философских и политологических необходимо отметить итоговый труд по проблемам государства и права «О сущности правосознания», книгу «Монархия и республика» и двухтомный сборник статей «Наши задачи». Все они были изданы после смерти автора, а в настоящее время вновь увидели свет на его родине.