logo
book_hr

Из «Луньюя»

Цзыгун спросил о сущности истинного правления. Учитель ответил: «Должно быть достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить своим управляющим». Цзыгун спросил: «В случае крайней нужды, чем из этих трех положений можно пожертвовать прежде всего? Учитель ответил: «Можно отказаться от вооружения». Цзыгун спросил: «В случае крайней нужды, чем из этих двух положений можно пожертвовать прежде всего?» Учитель ответил: «Можно отказаться от продовольствия. С древности еще никому не удавалось избежать смерти. Но если народ перестает верить управляющим, то государству не устоять». [7. С. 16].

Янь Юань и Цзылу стояли около учителя. Учитель предложил им: «Пусть каждый из нас расскажет о своих стремлениях». Цзылу сказал: «Я бы хотел не испытывать огорчения, когда мои друзья, пользуясь вместе со мной моими лошадьми, колесницей и халатами на меху, портили бы их». Янь Юань сказал: «Я бы не хотел выпячивать свои достоинства и выставлять напоказ свои заслуги». Цзылу сказал: «Хотелось бы услышать и о стремлениях учителя». Учитель ответил: «Я бы хотел, чтобы старые могли бы жить в покое, друзья могли бы верить друг другу, а малолетние были бы окружены заботой» [4. С. 16].

Учитель сказал: «Я слышал о том, что владеющие государством или семьей почитают за бедствие не то, что у них мало богатства, а то, что оно распределено неравномерно, не то, что у них мало людей, а то, что они неспокойны. Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным. Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности» [2. Т. 1. С. 169].