Иван Аксаков «Союз государства и земли»
Старый земский тип русского государства был при Петре смят, скомкан и заменен так называемым типом полицейского государства, господствовавшим тогда во всей континентальной Западной Европе… Но государство, как хорошо понимал Петр, образуется не одними законами и учреждениями, но и нравами: он не остановился и перед этой задачей и решился силою внешней принудительной власти пересоздать и нравы. Он проник со своей полицией во все изгибы общественного бытия где только укрывалась самостоятельность духа, ничего не оставил в покое, все регламентировал, все взял в казну, все подчинил команде — и нравы, и обычаи, и совесть… завоеватель, градостроитель и устроитель шутовских маскарадов в Кремлевском Успенском соборе (!!)…
Насилование жизни не могло удастся даже такому лютому идеалисту, каков был гениальнейший из людей Петр: дисгармонией, разладом, скудостью жизненного творчества и самодеятельности страждет Россия и до сих пор…
Взбудораженная, перековерканная, взбаламученная Петром Россия пришла после него, при его преемниках, в истинно хаотическое состояние, из которого несколько вывела его Екатерина II, упорядочив и облагообразив хаос, умерив жестокость правительственной опеки, но зато водворив в России начало сословное…
Вся создавшаяся после Петра система административной опеки и бюрократического управления — совершенно противна, повторяем, политической природе Русской земли и идеалу русского государства.
Царь — глава и вождь своего народа, первый человек русской земли, ее блюститель и защитник. Ее благо, ее мир и разумная свобода жизни… — интерес царский; других интересов у Царя нет. Администрация должна быть сподручным орудием, облегчающим простор ее естественных законных отправлений, а не становиться к жизни в какое-то начальственно-враждебное отношение…
Наилучшим для этого средством служит именно правильная постановка местного самоуправления, которое теперь стоит совершенно неверно. Нужно, чтобы это местное самоуправление стало действительною правдою, которая не менее желанна для самого правительства, сколько и для самой страны…
«Прямое целение на современное зло, возникшее в России, — это понять Россию и возвратиться к русским основам, согласным с ее духом, к образу действий, согласному с понятиями, — с существом России, — говорит в своей «Записке» К. С. Аксаков, — сущность Петровского переворота состояла в том, что земский тип государства был заменен типом полицейским; что в его лице государство оторвалось от народных начал и для осуществления этого своего нового, чуждого русскому духу, идеала посягнуло на свободу внутренней, бытовой и нравственной жизни народа… при Петре совершился разрыв власти с народом, «разрушился древний союз земли и государства» и сменился «игом государства над землею; Русская земля стала как бы завоеванною, а государство с армией чиновников — «завоевателем»; древнее самодержавие возведено… в деспотизм (каковым оно было на современном Петру континентальном Западе), а свободно-подданный русский народ, свободно и сознательно призвавший к себе власть и давший ей неограниченный простор в свойственной ей сфере правления, «получил значение раба — невольника в своей земле»… Необходимо изменить этот строй… восстановлением прежнего, полного доверенности и искренности союза между государством и землею…
Русский царь со своею прирожденною, наследованною властию не честолюбец и не властолюбец; власть для него повинность и бремя; царский сан — истинный подвиг… народных восстаний против царской власти никогда не бывало; восстания бывали только против воевод и бояр, служилых людей…
«Идти по пути реформ»… так называемых либералов: идти по пути «увенчания здания» [административного] учреждения [бюрократическим]… однородным с учреждениями европейских «просвещенных, во главе прогресса и цивилизации стоящих стран». Это значит… заменить доверие и искренность… началом антагонизма установить господчину чуждой народному духу интеллигенции над народными массами, тиранию чуждых либеральных доктрин над свободою жизни, над народною духовною самобытностью… [в то время как] в Германии [например] возникает общественный протест против парламентаризма или парламентской бюрократии, грозящей разрушением единству, величию и мощи империи…
…Чем более, благодаря Петровской системе, антирусского гнета жизни и вызываемого этою системою… либерального, но в то же время антирусского же протеста, будут входить в Россию чуждые начала (парламентаризм); чем более будет отставать людей от народной русской почвы, тем сильнее и сильнее будут ультра-либеральные, до самого крайнего радикализма доводимые попытки, которые — говорит К. С. Аксаков — «сокрушат, наконец, Россию когда она перестанет быть Россиею»…
Самоуправляющаяся местно земля с самодержавным Царем во главе — вот русский политический идеал. Поэтому в интересе самой власти необходимо, чтобы земское, местное самоуправление было не пасынком, а дорогим для самого правительства детищем…
Необходимо, повторяем, чтобы это самоуправление стало жизненной правдой, делом серьезным и, главное, любимым, авторитетным в понятиях самого народа учреждением, а теперь (этого не следует забывать) оно далеко, далеко еще не таково! Только тогда и правительство получит возможность узнавать в нужных случаях действительно мысль народную, опираться в своих общегосударственных мероприятиях на указания местного опыта и на содействие не чиновников, а самой земли…
Дорожа больше либеральной внешностью, чем существом дела, наши недальновидные «либералы» только тормозят правильное развитие нашего государственного и земского строя [1].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание