Джерард Уинстэнли
Дж. Уинстэнли (1609 — 1652) — идеолог и вождь диггеров — представителей движения народных низов в период Английской буржуазной революции, которые провозгласили своим идеалом «свободную республику», коллективную собственность и коллективный труд. Литературная деятельность Дж. Уинстэнли начинается в 1648 г., а уже в 1652 г. он создает самое яркое свое произведение — «Закон свободы», в котором излагает план коренного преобразования общества путем ликвидации частной собственности на землю, установления республики мелких производителей, основанной на общем пользовании землей.
«Предлагаемая мною система правления, — пишет Уинстэнли, обращаясь к Оливеру Кромвелю, — есть царство первозданной справедливости и мира на земле, хотя оно было скрыто под личиной королевской власти, высокомерия и гнета» [24. С. 205].
Правление — это мудрое и свободное устройство земли и обычаи человеческого рода соблюдать особые законы или правила, чтобы население могло жить мирно в благосостоянии и свободе… В правлении страны имеются три составные части: законы, пригодные должностные лица и добросовестное исполнение этих законов.
Во-первых, должны быть подходящие законы для каждого случая и почти для всех действий, совершаемых людьми <…>
Во-вторых, должны быть пригодные должностные лица, дух которых настолько смирен, мудр и свободен от алчности, что они могут исполнять установленные законы страны как свою волю, а не ставить свою волю из гордости и тщеславия выше правил свободы, требуя для себя прерогатив.
В-третьих, должно быть добросовестное исполнение этих законов и в этом именно заключается подлинная жизнь правительства, ибо настоящий порядок в правлении не заключается в воле должностных лиц и не в тех и других вместе помимо исполнения: но когда все три момента идут рука об руку, правление здраво, если же не хватает любого из трех, правление немощно.
Великий законодатель в республиканском правлении есть дух всеобщей справедливости, пребывающей в человеческом роде, восстающий ныне, чтобы научить каждого поступать по отношению к другому так, как бы он хотел, чтобы другой поступал по отношению к нему, невзирающий на лица <…> [25. С. 105 — 123].
Уинстэнли верит в возможность мирного установления «республиканской власти», основанной на общности земель и ее плодов. Отвергая власть, основанную на насилии, власть «меча» и «дьявола», он провозглашает истинную власть, исключающую правление своекорыстной плоти и объединяющую всех в духе любви и справедливости.
Основные элементы свободы — право на существование. Политическая организация в республике Уинстэнли основана на последовательно демократических принципах. Все должностные лица избираются народом на годичный срок. Власть, долго сохраняемая за одним лицом, по мнению Уинстэнли, развращает ее носителя; с другой стороны, частая смена должностных лиц обеспечивает их верность общественным интересам и дает политический опыт большему числу граждан. Верховная законодательная и исполнительная власть в республике принадлежит парламенту, который избирается ежегодно. Чтобы гарантировать народу соблюдение его прав и интересов парламентом, Уинстэнли предлагает установить, что каждый закон вступает в силу лишь через месяц после его принятия: в течение этого срока народ должен иметь возможность заявить свои возражения. В республике Уинстэнли церкви и духовенства нет, поскольку для него религия выражается во «внутреннем откровении».
Новое общество, отвечающее требованиям разумной природы человека, соответствующее божественному замыслу, может победить «тьму». Один из путей к этому обществу, по мнению Уинстэнли, — отказ работать по найму. С этим призывом он обращается к простому народу, убеждая последний в том, что работа на Тиранов является единственной основой их существования. Перестать работать — значит низвергнуть тиранию.
В XVIII — первой половине XIX в. эпицентр утопической мысли перемещается во Францию, что связано с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в этой стране и приведшими в конце XVIII в. к победе Великой французской революции. Произведения Мабли, Мелье, Морелли, Бабефа представляют собой замечательные образцы утопической мысли, где в единое целое сплетены передовые для своего времени идеи Просвещения с коммунистическими идеями.
В творчестве Мелье, Морелли, Мабли — трех выдающихся французских мыслителей XVIII в. — продолжены традиции, заложенные Мором. Например, аскетические начала, содержащиеся в моровской «Утопии», не только сохраняются, но доводятся до принципов уравнительного коммунизма. Существенной чертой этих литературных утопий является резкое критическое отношение к частной собственности и к новой капиталистической системе.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание