Морелли
Морелли — французский писатель, один из ранних провозвестников утопического коммунизма. Как это ни парадоксально, мы почти ничего не знаем о нем. Возможно даже, что «Морелли» — это чей-то псевдоним. Самое значительное произведение Морелли — «Кодекс природы», вышедший в Амстердаме в 1775 г. В нем автор в довольно развернутом виде излагает свои философские и социальные идеи, раскрывает структуру коммунистического общества в собственном представлении.
«Кодекс природы» — самый яркий и последовательный образец «рационалистического социализма», для которого характерно противопоставление разумного порядка неразумному. Существующий общественный строй, по мнению Морелли, неразумен, он плод человеческого невежества и ошибок. Для перехода к разумному строю необходимо, чтобы свет разума рассеял тьму неведения, т.е. нужно открыть истину и распространить ее среди людей, и она не может не победить. Эту истину Морелли видел в том, что равенство потребностей и разнообразие способностей должны будут закреплять общественный дух, солидарность в человечестве. Первое подсказало идею равенства прав, второе укрепляло сознание пользы объединения усилий. Чтобы ничто не смущало этой солидарности, природа дала человечеству в неделимое общее владение землю, плодами которой все имеют равное право пользоваться.
Мир — это стол, на котором достаточно пищи для всех сотрапезников, и она принадлежит либо всем, потому что все голодны, либо лишь некоторым, потому что остальные уже насытились. Никто поэтому не является неограниченным хозяином мира и не имеет права притязать на это [16. С. 75].
Я думаю, что никто не станет спорить против очевидности следующего положения: там, где не было бы никакой собственности, не могло бы существовать ни одного из пагубных последствий [16. С. 81].
Одна из главных идей Морелли состояла в том, чтобы показать и доказать людям, что они забыли старинные законы родственной привязанности и любви. Только просвещенное разумное законодательство способно возвратить человечество к «золотому веку», утраченному вследствие распространения частной собственности.
<…>Всякая нация обязана своим происхождением одной или нескольким семьям… она должна была, по крайней мере в течение некоторого времени, сохранять форму патриархального правления и повиноваться только законам, диктуемым чувством любви и нежности, которое поощряется и поддерживается среди братьев и родственников примером главы семьи. Под господством этой мягкой власти все имущество в семье было общее: себе самой эта власть ничего не присваивала в собственность [16. С. 115].
Всякий раздел имущества, равный или не равный, всякая частная собственность на эти доли представляют собою во всяком обществе то, что Гораций называет summi materia male («зла исток величайший»). Все политические и моральные явления суть следствия этой гибельной причины [16. С. 121].
По мнению Морелли, уничтожить в корне все пороки и несчастья в обществе можно путем разработки «основных священных» законов.
Первый из них отменяет частную собственность.
Второй — обеспечивает гражданину «право на существование». Каждый гражданин будет получать от общества содержание и занятие. В этой связи интересно понимание Морелли политической свободы, трактуемой гораздо шире абстрактно представляемых политических прав.
Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания [16. С. 134].
Третий закон связан со вторым, он дополняет права обязанностями граждан перед обществом, главная из которых — труд на благо общества, измеряемый силами, талантом и возрастом. Для предупреждения всякой тирании в области правления Морелли предлагает следующее.
I
Каждый отец семейства, достигший пятидесятилетнего возраста, будет сенатором. Ему будет принадлежать совещательный и решающий голос в издании и разъяснении целей законов, хранителем коих будет сенат.
II
Мнения других глав семейств или старшин профессиональных корпораций будут запрашиваемы, когда дело будет идти о регулировании того, что касается их занятий.
III
В каждой трибе19 каждая семья поочередно дает трибе начальника, который будет им в течение всей своей жизни.
IV
Каждый начальник трибы поочередно в течение одного года исполняет обязанность начальника города [16. С. 224].
А вот как выглядят некоторые законы об управлении.
X
Всем сенаторам, политическим начальникам, начальникам мастерских, ремесленным мастерам будут оказывать такой же почет и повиновение в их общей службе отечеству, каким отцы семейств пользуются со стороны своих детей.
XI
Формула всякого общественного приказа будет: «Разум требует, закон приказывает».
XII
Все эти законы об управлении, как законы ОСНОВНЫЕ, будут почитаться священными и нерушимыми. Они не будут подлежать ни изменению, ни отмене с чьей бы то ни было стороны, под страхом и т. д. [16. С. 232].
Возникающая в обществе суверенная власть, кому бы она ни была вверена, всегда остается властью, созданной соединенной волей граждан во имя общего блага. Суверен заключает с обществом договор, в силу которого граждане отказываются от части своих естественных прав и обязуются подчиняться приказаниям суверена.
Рассматривая в «Государе» относительную ценность различных форм правления, Морелли приходит к выводу, что теоретически наиболее приемлема для человечества власть самого народа. Но демократия не обладает гармонией, необходимой для прочности власти, и потому при ее практическом применении скоро вырождается.
По Морелли, идеал власти — власть абсолютного государя, заботящегося о благе своих подданных и обожаемого ими. Именно таков просвещенный монарх — организатор и руководитель коммунистического государства, изображенный Морелли в идеальном обществе, описанном в «Бразилиаде». Для Морелли, кстати, политическое устройство не имеет существенного значения, ибо монархия никогда не выродится в тиранию, если в обществе не будет частной собственности.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание