logo
book_hr

Габриэль Бонно де Мабли

Габриэль Бонно де Мабли (1709 — 1785) — дворянин по рождению, получил хорошее образование, служил в Министерстве иностранных дел. Четырехлетняя служба при королевском дворе не прошла бесследно для наблюдательного и критического ума Мабли; его вывод — абсолютистское самодержавие отвратительно, не такое государство нужно людям! И Мабли обращается к демократическим убеждениям Древней Греции. Восхваляя порядки древности, он, однако, не верил в возможность восстановления «золотого века». Тем не менее Мабли считал, что только «коммунистические порядки древности вполне соответствуют «природе человека» и «естественным законам». Вся дальнейшая его жизнь — неустанная литературная деятельность.

<…>Чудовищное разнообразие правительственных форм, законов и нравов на земле — зрелище, способное забавлять людей легкомысленных, но удручающее людей мыслящих, убедившихся, к стыду нашего разума, что человеческим родом всегда управляла какая-то слепая и капризная судьба… Тысяча жестоких революций уже тысячи раз меняли лицо земли и уничтожали величайшие империи, и тем не менее столько раз повторявшийся опыт не заставил нас заподозрить, что мы ищем счастье там, где его нет…

<…>Неравенство имуществ и состояний разлагает, так сказать, человека и изменяет естественные влечения его сердца, ибо бесполезные потребности вызывают у него бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его ум самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями. Я считаю, что равенство, ограничивая наши потребности, сохраняет в моей душе мир, противящийся возникновению и развитию страстей [25. С. 140].

Природа сделала равенство законом для наших предков, и о своих намерениях она заявила столь ясно, что не знать их было невозможно. На самом деле, кто может отрицать, что, выйдя из рук природы, мы находились в самом совершенном равенстве? Разве она не дала всем людям одинаковые органы, одинаковые потребности, одинаковый разум? Разве расточаемые ею на земле блага не принадлежали им сообща?.. [25. С. 141].

<…>Я не страшусь того, что общность имущества сделает граждан равнодушными к судьбе государства. Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе; они как бы забывают себя и любят только законы <…> [25. С. 143].

Если вы хотите заложить фундамент совершенной республики, я советую… отправиться искать себе граждан в лесах Америки или Африки<…>

Легче принудить этих дикарей заниматься полезными ремеслами, чем заставить нас отказаться от лишних и бесполезных. Я нахожу в их, едва намечающемся, обществе самое совершенное равенство. Оно не допускает какого-либо различия между вождем племени и последним отцом семейства; он вождь потому, что он храбрее других, и он перестанет быть им, если допустит, чтобы кто-нибудь превысил его [25. С. 146].

<…>Если мы хотим, чтобы правители были справедливыми, нужно, чтобы у государства было мало потребностей, а для того чтобы еще больше принудить правителей к справедливости, надо, чтобы законы не предоставляли им возможности иметь больше потребностей, чем остальным гражданам <…> [25. С. 147].

<…>Для возникновения республики достаточно любви к свободе, но сохранить ее и сделать цветущей может только любовь к законам; таким образом, союз этих чувств должен стать главной целью политики [25. С. 150].