logo
book_hr

Идеология тайпинского Движения

В 1853 г. в Нанкине, взятом тайпинской армией и переименованном в Тяньцзин (Небесная столица), была опубликована «Земельная система Небесной династии», в которой руководители тайпинов изложили свои взгляды на социально-экономическое и политико-административное устройство будущего общества. Это первый документ тайпинов, в котором изложена программа решения аграрного вопроса (наиболее острого во всей истории Китая) как важной части радикального переустройства всего китайского общества на началах разума, справедливости, равенства и братства. Особенностью этого трактата является то, что он составлен не в литературной форме, не в виде теоретических рассуждений или описания какого-то несуществующего места, а как закон, устанавливающий и регламентирующий порядок дел в идеальном Небесном государстве.

Конкретные меры, намеченные земельным законом, в жизнь проведены не были, но содержащиеся в нем принципы равенства и справедливости, при всей их противоречивости и непоследовательности, продолжали оказывать идейное и моральное воздействие на участников тайпинского движения, а впоследствии — на китайских революционеров, вступавших на путь борьбы за национальное освобождение и социальное возрождение страны.

Идеологом и вождем движения тайпинов в конце 40-х годов XIX в. стал Хун Сюцюань (1814 — 1864) — уроженец провинции Гуандун, выходец из крестьянской семьи. Свою революционную программу Хун Сюцюань изложил в трех воззваниях: «Поучение об истинном пути познания мира», «Гимн об истинном пути спасения мира» и «Поучение об истинном пути пробуждения мира». С содержанием последнего, а также «Земельной системы Небесной династии» мы даем Вам возможность познакомиться [10].