Из памфлета «Права человека»
<…>Ошибка тех, кто в своих рассуждениях о правах человека ссылается на примеры из древности, состоит в том, что они недостаточно далеко уходят в глубину древности. Они не доходят до конца пути. Они останавливаются где-то на промежуточных стадиях, за сто или тысячу лет до нашего времени, и то, что делалось тогда, объявляют законом для современности. Но ведь это отнюдь не авторитет.
Углубившись в древность еще дальше, мы обнаружим преобладание прямо противоположных линий и обычаев, и если уж считаться с авторитетом древности, то можно привести тысячи таких авторитетов, последовательно противоречащих друг другу. Но если мы станем продолжать, то придем под конец к своей цели: к тому времени, когда человек вышел из рук творца. Чем он был тогда? — человеком. Человек — таков был его высокий и единственный титул, и более высокого ему нельзя присвоить <…>
Стало быть, мы пришли к происхождению человека и его прав. Что же до форм управления людьми с тех пор и по сие время, то они могут занимать нас лишь постольку, поскольку мы имеем возможность учиться на ошибках или усовершенствованиях в этой области, с которыми знакомит нас история <…>
Всякая наследственная власть есть по природе своей тирания. Наследственную корону, наследственный престол, или какими бы другими выдуманными именами ни назывались эти вещи, можно понимать лишь в том смысле, что люди являются наследственным имуществом. Наследовать власть — значит наследовать народ, словно стадо овец или коров.
Если какое-либо поколение людей вообще обладало правом диктовать образ правления, кое следовало бы извечно придерживаться миру, то это было первое из существующих поколений; если же оно этого не делало, то ни одно из последующих поколений не может ни проявить такого авторитета, ни создать его.
Просвещенный и божественный принцип равенства прав человека (ибо своим происхождением он обязан творцу) приложим не только к живущим ныне, но и к сменяющим друг друга людским поколениям. Каждое поколение равно в правах с предшествовавшими ему, подобно тому как каждый человек родится равным своим современникам.
Все истории сотворения мира, все традиционные повествования как просвещенного мира, так и не просвещенного, сколь бы ни расходились они во взглядах или понимании известных частностей, сходятся в одном: все устанавливают единство человека, я хочу сказать этим, что все люди по роду своему едины и, стало быть, все они рождаются равными и имеют равные естественные права, — как если бы потомство обеспечивалось сотворением вместо размножения, ибо последнее есть лишь способ осуществления первого. Стало быть, каждого новорожденного должно считать ведущим свое существование от бога. Мир для него так же нов, как и для первого существовавшего человека, и его естественное право в этом мире — то же самое <…>
До сих пор мы касались только, да и то отчасти, естественных прав человека. Сейчас нам предстоит рассмотреть гражданские права человека и показать, как одни вытекают из других. Человек вступил в общество не затем, чтобы стать хуже, чем он был до этого, или иметь меньше прав, чем прежде, а затем, чтобы лучше обеспечить эти права. В основе всех его гражданских прав лежат права естественные. Но, чтобы точнее провести это различие, необходимо указать на отличительные особенности естественных и гражданских прав.
Разницу между ними можно объяснить в нескольких словах. Естественные права суть те, которые принадлежат человеку по праву его существования. Сюда относятся все интеллектуальные права, или право духа, а равно и право личности добиваться своего благоденствия и счастья, поскольку это не ущемляет естественных прав других. Гражданские права суть те, что принадлежат человеку как члену общества.
В основу каждого гражданского права положено право естественное, существующее в индивиде, однако воспользоваться этим правом не всегда в его личных силах. Сюда относятся все права, касающиеся безопасности и защиты.
На основании настоящего краткого обозрения будет легко провести различие между классом естественных прав, которые человек сохраняет после вступления в общество, и теми, которые он передает в общий фонд как член общества.
Сохраняемые им естественные права суть все те, способность осуществления которых столь же совершенна в отдельном человеке, как и само право. К этому классу, как упоминалось выше, принадлежат все интеллектуальные права, или право духа, стало быть, к ним относится и религия.
Несохраняемые естественные права суть все те, осуществление которых не вполне во власти человека, хотя само право присуще ему от природы. Он просто не может ими воспользоваться. Человек, например, от природы наделен правом быть судьей в собственном деле; и поскольку речь идет о праве духа, он им никогда не поступается; но что за польза судить, если у него нет силы исправлять? По этой причине он отдает свое право обществу, частью которого он является, и отдает силе общества предпочтение перед своей собственной силой… Общество ничего не дарит ему. Каждый человек — собственник в своем обществе и по праву пользуется его капиталом.
Из этих посылок вытекает два или три несомненных вывода:
Первое: что каждое гражданское право вырастает из права естественного или, иными словами, получено в обмен на какое-то естественное право.
Второе: что гражданская власть, рассматриваемая как таковая, представляется соединением того класса естественных прав, которые личность не в силах осуществить самостоятельно и которые тем самым бесполезны для нас, но, будучи собраны воедино, становятся полезны всем.
Третье: что власть, полученную от соединения естественных прав, не могущих быть осуществленными отдельной личностью, нельзя использовать для посягательства на естественные права, сохраняемые личностью, чья способность их осуществлять столь же совершенна, как и само право <…>
Обозрев мир, мы легко отличим правительства, возникшие из недр общества или из общественного договора, от тех, которые не возникли подобным образом; но чтобы внести большую ясность, недостижимую при беглом обзоре, следует остановиться на нескольких источниках, из которых правительства возникают и на которые они опираются.
Все эти источники можно объединить под тремя рубриками: первое — суеверие; второе — сила; третье — общие интересы общества и общие права человека.
Первое было господством духовенства, второе — господством завоевателей и третье — разума <…>
Меня приводит в гнев попытки управлять человечеством посредством силы и хитрости, словно все оно состоит из мошенников и глупцов, и мне трудно не презирать тех, кто позволяет себя обманывать подобным образом [20. С. 201 — 206].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание