Л. А. Тихомиров
Труд Льва Александровича Тихомирова «Монархическая государственность»180 представляет собой явление мирового значения. История политической культуры XIX — XX веков знает немного работ подобного масштаба. Предреволюционная смута помешала российскому читателю по достоинству оценить этот «катахизис русского монархического исповедания»181 и книга могла бы остаться совершенно неизвестной, если бы не усилия русской эмигрантской молодежи, добившейся в 1923 г. ее переиздания. Отсутствие финансовых средств обусловило ничтожность тиража, но главная цель была достигнута: отдельные экземпляры этой замечательной книги сохранились во многих странах до наших дней; труд великого русского ученого был спасен от забвения. Современный российский читатель получил возможность познакомиться с книгой лишь в 1992 г., когда она была, наконец, переиздана Российским Имперским Союз-Орденом (монархической; организацией русского зарубежья).
Лев Александрович Тихомиров родился в 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Он окончил керченскую Александровскую гимназию и поступил в Московский университет. В студенческие годы Тихомиров стал активным революционером: работал в Исполнительном комитете партии «Народная воля», подготовившей убийство императора Александра II, редактировал партийные газеты; после трагедии 1 марта, 1881 г. был автором известного «Письма Исполнительного комитета» императору Александру III.
В 1873 г. Тихомиров был арестован и более четырех лет провел в Петропавловской крепости, но в 1878 г., после посещения тюрьмы российским монархом и личной беседы с ним, организатор убийства был освобожден сыном убитого с условием высылки за пределы страны. Тихомиров уехал в Швейцарию, затем во Францию, и наконец, в 1888 г. подал императору личное прошение о помиловании. Прошение было удовлетворено и Тихомиров вернулся на родину. Вернулся он убежденным монархистом.
С этого времени он пишет много статей с обоснованием преимуществ монархического принципа правления, издает многочисленные брошюры и книги, сотрудничает в «Московских ведомостях», а затем становится их редактором и издателем. Капитальный труд «Монархическая государственность» был издан в трагическом 1905 году. В бытность П. А. Столыпина министром внутренних дел Тихомиров получил чин статского советника, войдя в Совет министров. В 1907 — 1908 гг. он был членом Предсоборного совещания; вплоть до 1917 г. вел активную государственную и общественную деятельность. Чудом пережив революцию, великий русский мыслитель скончался в 1923 г. под сенью Троице-Сергиевой Лавры.
* * *
Чтобы понять, почему Льва Тихомирова называют «Ньютоном политологии», необходимо сделать краткий экскурс в историю осмысления сущности государственной власти и различных ее форм.
Как известно, систематизированное изучение данной проблемы началось с Аристотеля. Его анализ, продолженный затем Полибием, отличался логической ясностью и присущим античным мыслителям изяществом. Надо сказать, что уже на этом раннем этапе разработки темы она осознавалась как выходящая за рамки политики. Как Аристотель, так и Полибий прекрасно понимали, что прежде, чем обсуждать различные формы власти, необходимо уяснить, на каком фундаменте зиждется институт власти как таковой: по каким причинам огромное большинство народа, обладающее физической силой и численностью, нередко подчиняется горстке людей или даже одному человеку, сила которых сравнительно ничтожна.
Античные исследователи указали на две причины: прагматическую и психологическую. Первая состоит в осознании человеческим сообществом выгодности центральной власти, способной навести порядок и защитить индивида. По этой причине люди добровольно отчуждают часть своей индивидуальной воли, чтобы из этих «вкладов» образовалась единая государственная воля, заботящаяся о народе. Конечно, она угнетает, но лучше уж регулярный гнет со стороны правителей, чем непредсказуемые нападения и обиды со стороны соседей. Впоследствии из этой идеи выросла «теория общественного договора» Гоббса и Руссо, имевшая шумный успех и огромное влияние на всю европейскую цивилизацию.
Психологические аргументы понадобились Полибию для создания стройной теории вырождения верховной власти. Человек устроен так, что каждая из трех основных форм жизнеустроения неизбежно деградирует. Власть одного человека — монархия — вырождается в тиранию; власть группы — аристократия — вырождается в плутократию; власть большинства — демократия — вырождается в охлократию, власть толпы. Поэтому эти формы сменяют друг друга с определенной периодичностью, как хвойный лес сменяется лиственным, и наоборот.
Этот маленький шедевр Аристотеля и Полибия чем-то схож с евклидовой геометрией — такой же красивый, такой же занимательный, но и такой же искусственный. Для практической политологии он оказался бесполезным. Тем не менее, на протяжении двух тысяч лет ничего нового, что заслуживало бы серьезного внимания, в этой области сделано не было. И лишь на рубеже двадцатого столетия на этом участке «политологического фронта» произошел решающий прорыв — были выдвинуты совершенно новые идеи и разработана совершенно новая методология. И то, и другое связано с именем русского ученого Л. А. Тихомирова.
Здесь мы отметим лишь два принципиальных положения, сформулированных в «Монархической государственности». Первое положение состоит в том, что основой существования всякой власти является глубоко укорененный в самой человеческой природе инстинкт повиновения, тесно связанный с нравственным чувством. Второе положение можно обрисовать так: классифицировать нужно не сами формы государственной власти, как это делали античные авторы, а те представления о законной верховной власти, которые приняты народным сознанием, т. е. полагать субъектом систематизации не политические институты, а состояние национального духа.
Этот методологический принцип сразу избавляет теорию Аристотеля от ее очевидного несоответствия фактам: по этой теории существуют всего три формы власти, но жизнь показывает, что их гораздо больше. Тихомиров показал, что политические составляющие могут смешиваться и входить в государство в различных пропорциях, а общественный идеал, если общество достаточно едино, всегда один. Совпадает ли он с действительностью и что будет, если он с ней не совпадает, — это уже другой вопрос, к классификации не относящийся.
Новый классификационный принцип позволил устранить путаницу, связанную с ошибочной ориентацией на внешние признаки. Тихомиров, в частности, показал, что во всех странах «европейской цивилизации», т. е. в большей части тогдашнего мира, законной верховной властью сознательно или подсознательно признается демократия, и то обстоятельство, что там кое-где есть короли или диктаторы, ничего не меняет. Короли эти чисто декоративны, а диктаторы воспринимаются как делегированная народом исполнительная власть. Нельзя не восхититься проницательностью человека, который понял это более ста лет назад, когда декоративность королей и демагогичность диктаторов были далеко не столь очевидными, как сегодня.
Для Аристотеля и Полибия все три формы государственной власти имели свои достоинства и свои недостатки, общим же недостатком признавалась неотвратимая тенденция к вырождению. Тихомиров был первым политологом, который путем обстоятельного сравнительного анализа аргументированно выделил монархию как ту форму политической организации общества, которая обеспечивает наиболее высокое качество его существования. Эти идеи впоследствии развивали И. Ильин в «Монархии и республике» и И. Солоневич в «Народной монархии».
В предисловии к изданию 1992 г. издатели обращают внимание на необходимость «написать, наконец, краткий пересказ главных идей» весьма значительного по объему и сложного академического труда Л. А. Тихомирова. Недавно мы с радостью обнаружили, что такой «краткий пересказ» «Монархической государственности» был сделан еще в 1911 г. выдающимся пастырем Русской Православной Церкви, известным духовным писателем и общественным деятелем, протоиереем Иоанном Восторговым182. Повинуясь долгу проповедника и миссионера, он блестяще систематизировал основные идеи работы и в катехизической форме представил их широкому читателю. Этот популяризованный «перевод» мы и предлагаем Вашему вниманию.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание