Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
Здесь изнемог высокий духа взлет.
ДАНТЕ, Рай, XXXI, 142
Арабо-исламское наследие общественно-политической мысли стало в последнее время объектом повсеместного повышенного интереса. В основе этого интереса — драматические события и сложнейшие социальные процессы, в которые вовлечены миллионы мусульман. Стремление осмыслить суть происходящего, определить перспективы развития «исламского мира» закономерно подводит исследователей к необходимости изучения его культурных и идейно-политических традиций, — традиций, во многом определяющих особенности образа жизни и мировосприятия арабо-мусульманских народов.
Однако, к сожалению, заинтересованность в исламском общественно-политическом наследии далеко не всегда сопровождается столь же тщательной его научной проработкой. Более того, облегченный, неглубокий подход к некоторым проблемам стал в отдельных случаях одним из следствий возросшего спроса на литературу об исламе. Нередко исследователи, а вслед за ними и читатели, оказываются в плену ложных представлений, одно из которых — уверенность в чисто религиозном характере исламской общественно-политической мысли, в том, что она представляет собой всего лишь вариации на темы, заданные Кораном.
Как и любой другой стереотип, это представление весьма далеко от реальности: общественный идеал, поиски которою составляли основное содержание фальсафы (арабо-исламской средневековой философии), носил внерелигиозный характер. Он представлял собой гармоничное социальное целое — Град, где место социальных антагонизмов (как вероисповедных, так и иных, прежде всего имущественных) должны были занять отношения сотрудничества и взаимопомощи.
Еще одно довольно распространенное заблуждение — мнение о фальсафе как о философии, далекой от социально-политической реальности. Это тоже далеко не так: социально-политические проблемы занимали в ней одно из главных мест. Арабо-исламские философы (фалясифа) находились в самой гуще тогдашней общественной жизни. И если даже они и не занимались непосредственным осуществлением властных полномочий, то, во всяком случае, всегда находились рядом с держателями власти и, наблюдая за политикой и политиками, могли составить довольно точное представление о проблемах современного им общества. Причем эти представления были достаточно объективны, так как сами фалясифа не ассимилировались правящей элитой, о чем свидетельствуют резкие переходы от положения приближенного фаворита к положению опального изгнанника.
Характерной особенностью арабо-исламской философской традиции является ее рационализм, тоже часто как бы не замечаемый исследователями. Между тем эти социально-философские концепции фальсафы представляют собой социальные утопии, основанные на приоритете разума над верой. Изображенный в них идеальный Добродетельный Град — это сообщество людей, располагающих точным знанием об истинном счастье и путях его достижения и действующих в строгом соответствии с этим знанием. Своего рода гарантией правильного построения Добродетельного Града считалось воздействие на его жителей вселенского Деятельного Разума, который, как считали философы, помогает становлению человеческого разума, превращению его из возможного в действительный [1. С. 123— 125, 133].
Другой аспект рационализма фальсафы проявлялся в пронизывавшей средневековую арабо-исламскую мысль идее зависимости всех земных дел от движения небесных сфер. Взгляд философа, стремившегося понять общественные изменения, часто устремлялся ввысь, к звездному небу. Там же он искал порой и принципы построения идеального земного Града, который организовывался на разумных принципах, единых и душе, и человеческому телу, и космосу. Социум, по мнению фалясифа, должен был быть подчинен парадигме вселенской, космической гармонии. Идея единства строения человеческого тела, социума (Града) и космоса являлась основополагающим принципом всей арабо-исламской социально-политической мысли. В результате «практическая философия» превращалась в своеобразную политическую социологию, согласно которой достижение счастья как цели человеческого существования возможно лишь при условии реализации в социуме принципов космической гармонии. Спроектировать гармоничное общество было невозможно, не познав предварительно гармонию мира и его частей. Поэтому в круг интересов фалясифа входили все известные тогда науки, изучающие мир. И это придавало фальсафе еще одну существенную черту — энциклопедичность.
Цель человеческой жизни все мыслители арабского средневековья видели в достижении счастья. И это не просто лирическая сентенция или эмоциональное замечание. Счастье является главной категорией фальсафы в целом, одной из основных ее характеристик, главным лейтмотивом всех размышлений философов о человеке и обществе. Справедливость этого утверждения могли бы засвидетельствовать сами названия многих их произведений: «О счастье» и «О достижении счастья» аль-Фараби, два произведения Ибн-Сины с совершенносовпадающими названиями, книга «О счастье и осчастливливании» аль-Амири Ан-Нисабури, ученика аль-Фараби.
Эту характерную особенность фальсафы исследователи объясняют влиянием, оказанным на нее античной философией101, в которой счастье рассматривалось как наивысшая степень совершенства, доступная человеку. Совершенным и счастливым (что и для античной, и для арабо-исламской традиции одно и тоже) становится тот, кто постигает вечную Истину бытия. Поэтому и сама фальсафа рассматривалась ее создателями в значительной степени как социально-политическая рефлексия, как размышление о человеке и идеальных общественных условиях его существования и самореализации.
Под философским и социально-политическим наследием в арабских странах обычно понимают сочинения группы средневековых представителей арабоисламской мысли, к которой традиционно относят аль-Фараби, аль-Кинди, Ибн-Сину (Авиценну), Ибн-Рушда (Аверроэса) и других. Именно с деятельностью данной группы всегда ассоциировались и сами арабизированные греческие слова «фальсафа» и «фалясифа» (философия и философы). Но наиболее подходящим источником для знакомства с социально- политическими идеями и концепциями арабо-мусульманского средневековья, безусловно, являются произведения Абу Насра аль-Фараби.
Аль-Фараби — основоположник фальсафы. Все типичные черты мышления эпохи, получившей название мусульманского Ренессанса», нашли в его творчестве наиболее яркое воплощение. Аль-Фараби был первым из отмеченной плеяды мыслителей, кто вывел уравнение «Мир — Град», пытаясь распространить законы гармонии мироздания на организацию социальной жизни. Наконец, в работах аль-Фараби наиболее полно и всесторонне разработан средневековый арабо-исламский общественный идеал — концепция Добродетельного Града (аль-Мадина аль Фадиля), ставшего понятием нарицательным. Ни один из последующих арабо-исламских философов, прилагавших усилия к решению проблемы совершенного человеческого объединения, не мог пройти мимо тех подходов к проблеме, которые наметил аль-Фараби. Да и вообще все развитие последующей средневековой мысли в арабо-исламском культурном мире было так или иначе связано с аль-Фараби, его идеями. К социально-политической концепции аль-Фараби обращались Ибн-Сина, Ибн-Баджа, Ибн-Рушд и множество других, менее известных мыслителей. Даже Абу Хамид аль-Газали — мыслитель, прославившийся своей враждебностью к фалясифа вообще и к аль-Фараби в частности, — в своей книге «Критерий действия» излагал идеи, по сути своей аналогичные идеям аль-Фараби.
Присутствие этих идей легко обнаружить и в современной общественно-политической мысли арабо-мусульманского Востока. Очертания средневекового Добродетельного Града проступают в концепциях халифата, Джамахирии, «исламской демократии» (мубайя), «исламской экономики» (иктисаб), «всемирной уммы» и многих других теоретико-идеологических моделях совершенного общественного устройства, создаваемых в странах «исламского мира» в конце XX в.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание