Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
Литературно-публицистическая деятельность митрополита Иоанна (1927 — 1995), сделавшая его имя широко известным как в России, так и за рубежом, началась в августе 1990 г., когда он был поставлен во главе Санкт-Петербургской епархии. Можно без преувеличения сказать, что за последние пять лет своего архипастырского служения владыке Иоанну удалось рассмотреть едва ли не все главные современные проблемы — духовные, социальные, политические. Многие готовы утверждать, что он успел сказать все. Все, что нам необходимо знать сегодня.
В чем смысл русской истории? В чем всемирное, Промыслом предуказанное назначение России в XX веке? Есть ли у нашего Отечества враги? Как осуществляется в нашей стране «тайна беззакония»? Что нужно сделать, чтобы возродить самосознание русского народа, величие и мощь его державы? Все эти и многие другие вопросы рассмотрены в книгах владыки взвешенно, обстоятельно, с позиций религиозных и научных одновременно. Его труды вобрали в себя богатейший опыт, бесценную сокровищницу русской религиозно-политической мысли последних столетий; они охватывают широчайший круг источников и авторитетов.
Очень быстро санкт-петербургский архипастырь стал признанным духовным лидером патриотических сил. России. По сути дела им была создана современная идеология русского национального освобождения и возрождения. Ее основа — духовная: корень всех бед человеческих — грех, глубочайшая поврежденность человеческой природы. Первопричина всех смут и нестроений в конечном счете «в нас самих, в нашем грешном, мятущемся человеческом сердце» [4. С. 179]. И потому одоление очередной русской смуты невозможно без духовного возрождения народа; путь ко спасению Отечества начинается с осознания необходимости личного спасения; условием подлинного самодержавия является «самодержавие» православного духа.
Специфика «православной политологии» состоит, прежде всего, в том, что рассматриваемые проблемы не воспринимаются как чисто политические, но осознаются как далеко выходящие за рамки политики; социально-политическая реальность выводится на качественно иной — религиозный, онтологический уровень осмысления. Это предполагает выявление не столько социально-экономических, культурных, психологических и даже не столько нравственных основ исследуемых явлений и процессов, сколько их мистической подоплеки. Так, например, антиномии «монархия республика», «самодержавие — демократия» рассматриваются как часть предельно ужесточающейся общепланетарной борьбы между охранительным и разрушительным началами, между жизнью и смертью, между Богом и дьяволом.
Другими словами, проблема государственной власти вводится православием в русло апокалиптической темы. Для того чтобы подготовить человечество к добровольному и единодушному признанию власти антихриста, мир необходимо сделать единым — экономически, социально, политически, культурно, этнически, духовно. Все национальные структуры, и прежде всего национальная государственность, должны быть разрушены. Их уничтожение воспринимается православием как составная часть глобального мистического плана уничтожения человечества, плана, давно вынашиваемого тем, кто назван в Евангелии «человекоубийцей» и «отцом лжи» (Ин. 8:44). Именно поэтому восстановление подлинной православной монархической государственности рассматривается Православной Церковью как один из путей спасения человечества от сатанинского зла.
Державность понимается православным сознанием как государственное самосознание народа, добровольно принявшего на себя церковное послушание «удерживающего» — готового стоять насмерть на пути вселенской смуты. Само понятие о таком служении (удерживать мир от хаоса, вводя в его жизнь высший нравственный элемент, одухотворяя и просветляя землю любовью и праведностью) имеет церковное происхождение: его ввел в обиход первоверховный апостол Павел во втором своем послании к христианской общине Фессалоник (города на побережье Эгейского моря) в 52-м году н. э. (2 Фес. 2:7). Православная державность предполагает государственное воплощение этого религиозно-нравственного идеала — общественное устройство, признающее своей целью не только земное благополучие граждан, но и спасение их душ для вечной жизни, общество, создающее наилучшие условия для творения добра и пресечения зла (в их православном понимании).
Стабильность и преуспеяние российского общества Русская Православная Церковь непосредственно связывает с преодолением двух взаимосвязанных и взаимозависимых тенденций: секуляризации общественного сознания (выразившейся в искажении мировоззрения и мироощущения народа) и секуляризации государственной политики (выразившейся в утрате политической властью национально-религиозного самосознания). Эти тенденции, как считают православные христиане, закономерно привели к искажению в общественном сознании понимания взаимосвязи прав и обязанностей человека и гражданина: характерное для православно-монархического мировоззрения отношение к праву как к средству для исполнения долга (перед Богом, Отечеством, государственной властью, народом, семьей и т. д.) сменилось бесконечной погоней за новыми «свободами» и «суверенитетами». В результате традиционное понимание смысла бытия как служения высшему идеалу, по мере сил воплощаемому народом в своем общественном и государственном устройстве, сменилось представлением о жизни как о процессе бескомпромиссной борьбы «за интересы», что, в свою очередь, привело к разрушению традиционной русской социальной иерархии — иерархии служения (а не интересов), иерархии обязанностей (и лишь вследствие этого прав). Поэтому путь обретения Россией своего былого величия православное сознание видит не только в возвращении ею своей исконной территориальной и этнической формы, военной мощи и социально-политического единства, но прежде всего в возрождении в народе православной веры, от века вдохновлявшей его на подвиги и жертвы.
Митрополит Иоанн остро чувствовал трагедию России, глубоко переживал ее скорби. Но он не верил, что, повторив путь Христа, испившая крестную чашу, казненная Россия воскреснет. Источником этой убежденности служила не только вера в чудо как решающую особенность русской истории, но и реальность уже начатого великого дела русского возрождения. «Перед Богом и собственной совестью мы обязаны довести его до конца», — завещал владыка Иоанн [4. С. 37].
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание