logo
book_hr

Из «Законов Ману»

гл. VI, 92

Постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость — образуют дхарму, обладающую десятью признаками.

гл. VII, 30

Не может управлять правильно тот, у кого нет друзей, (кто наделен) глупостью, необразованностью, приверженностью к мирским утехам.

гл. VII, 88

Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов — лучшее средство для царей достичь блаженства.

гл. VIII, 22

Та страна, которая населена главным образом щудрами45, полная неверующими, … — быстро гибнет, измученная голодом и болезнями.

гл. IX, 243

Добродетельному царю не следует присваивать имущество виновных в великом грехе, присваивающий его из жадности пятнается тем же грехом.

гл. IX, 255

Если у кого-нибудь страна пребывает в безопасности, обеспеченная мощью его руки, она процветает у него всегда, как орошаемое дерево.

гл. IX, 311

Как земля поддерживает в равной мере все живые существа, так (деятельность царя), пекущегося о всех живых существах, подобна образу действий (богини земли) Притхиви.

гл. XII, 68

Человек, силой отняв ту или иную чужую вещь, неизбежно делается животным, так же как и вкусив жертвенную пищу, не предложенную при жертвоприношении.

гл. XII, 83, 84, 85

Изучение Веды, аскетизм, приобретение знания, обуздание чувств, непричинение вреда и служение гуру46 — лучшее средство, ведущее к блаженству.

Из всех этих чистых деяний в этом мире какое из объявленных деяний наиболее действенно для обеспечения блаженства человека?

Познание атмана47 считается высшим из всех их; оно, поистине, первое из всех знаний, так как через него приобретается бессмертие.

гл. XII, 91

Видящий во всех живых существах себя и в себе — все живые существа, …достигает господства над всем [21. С. 19].