Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
Повеленное Богом наступит — не просите, чтобы оно ускорилось…
КОРАН
Тот, кто мечтает покорить Восток, должен понять: Восток может стать на колени только перед Богом, но не перед кем другим.
ТАРИК АЗИЗ
Относительное вероисповедное единство, миграции миллионных масс людей (рабочие-иммигранты, паломники, беженцы), воздействие средств массовой информации, целенаправленная деятельность отдельных государств и международных исламских организаций — все это создает в настоящее время устойчивую систему взаимовлияний между различными регионами «мусульманского мира»; превращая тем самым «исламский бум» в постоянно действующий фактор социально-политической и духовной жизни мирового сообщества.
Однако при более близком знакомстве с политической жизнью стран, охваченных «исламским Возрождением», оно начинает выглядеть далеко не столь однозначно и непротиворечиво. У неискушенного наблюдателя не может, например, не вызвать удивления убийство президента Египта Г. А. Насера, постоянно подчеркивавшего свою правоверность, членами группы с красноречивым названием «Братья-мусульмане». Не менее странным может показаться и то, что преемник Насера, А. Садат, фанатично преданный исламу, с «забибой»104 на лбу, пал жертвой объявленной против него «войны за веру»105. Если речь идет об устремленности к общей, единой вере, то что порождает столь сильное психологическое ожесточение и столь напряженную политическую борьбу?
Все это заставляет предположить, что ислам, распространенный на Востоке, не является монолитным и унифицированным. И это действительно так: современный ислам — явление крайне разнородное и противоречивое. Его основателю, пророку Мухаммеду, приписываются такие слова: «Иудеи раскололись на семьдесят одну секту; назаретяне (христиане. — Авт.) раскололись на семьдесят две секты. Расколется и моя община — на семьдесят три секты». Пророк ошибся в одном — в количестве сект. Их в исламе значительно больше. Наряду с двумя главными его направлениями — суннизмом и шиизмом, существует и третье, сравнительно незначительное в численном отношении, — хариджизм [4]. В свою очередь, суннизм и шиизм также подразделяются на бесчисленное количество сект, подсект, орденов и т. п. Существует также довольно много религиозных группировок, характер связи которых с правомерным исламом установить довольно трудно по причине из закрытости для посторонних (например, друзы, алавиты и другие).
Исследователи различают ислам «классический» и «бытовой», «официальный» и «народный», «ислам богачей» (ислам сарви) и «ислам бунтовщиков» (ислам саври). В странах традиционного распространения этой религии проповедь милосердия и терпимости нередко сочетается с использованием насильственных методов политической борьбы, включая террор. Социалистические лозунги не исключают преследований борцов за социализм. Призывы к «священной войне» против США и их союзников звучат на фоне действий, разобщающих и ослабляющих антиимпериалистические силы. Концепции «мусульманской солидарности» не мешают углублению конфликтов между мусульманскими странами. Правительственные программы «исламизации» часто вызывают протест верующих, уходящих в неофициальные («дикие») мечети. И все эти такие разные, подчас противоположные, позиции обосновываются ссылками на один и тот же источник авторитета — Коран, сунну, фикх.
Такое многообразие точек зрения и подходов объясняется сложностью и содержательно многозначностью самого Корана и хадисов106, различиями в типах религиозного сознания у различных социальных слоев и политических сил общества (традиционализм, модернизм, фундаментализм), динамикой политической обстановки в той или иной стране. Важным фактором столь значительного «разброса» идейно-политических позиций современных исламских теоретиков является и то обстоятельство, что выработка различных подходов к исламу — его вероучению, социально-политической доктрине, месту в обществе и т. д. — составляет в странах мусульманского Востока прерогативу не только и даже не столько духовенства, сколько политиков, публицистов, журналистов, простых верующих. Исследователи называют ислам «неинституционализированной» религией, т. е. такой, где отсутствует четкая организация духовенства, руководящие органы, обязательные для всех верующих решения. Всякий верующий мусульманин обладает правом высказывать свое мнение по вопросам религии, — лишь бы оно не противоречило Корану. В этом — одна из причин такого характерного для «исламского мира» явления, когда политический деятель — скажем, ливийский лидер Муаммар Каддафи — дает свою собственную, достаточно оригинальную интерпретацию того, каким должен быть ислам. До Каддафи это делали и Насер, и Сукарно, продолжают делать и другие политические лидеры.
Предлагаемые Вашему вниманию отрывки из работ трех известных политических деятелей Арабского Востока подтверждают, на наш взгляд, существование весьма различных подходов внутри одной и той же, исламской, ориентации.
- Предисловие
- Часть первая традиции политических учений запада
- От идеального государства платона к эпохе ранних буржуазных революций
- Политические идеи Античности Платон
- Аристотель
- Политические и правовые идеи Рима
- Цицерон
- Лукреций
- Юстиниан I
- Политические идеи эпохи Средневековья и Возрождения Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Макиавелли
- Политические идеи и этические принципы реформации
- Мартин Лютер
- Политические идеи периода ранних буржуазных революций Томас Гоббс
- Джон Локк
- Монтескьё
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- От американской революции XVIII в. К современным утопиям и антиутопиям
- Идеи Просвещения, общественно-правового идеала в Американской революции XVIII в.
- Томас Джефферсон
- Декларация независимости Соединенных Штатов Америки
- Пункт о рабстве из проекта Декларации независимости, отвергнутый вторым континентальным конгрессом
- Из письма д. Мэдисону
- Из письма д. Картрайту
- Билль о религиозной свободе (1779 г.)
- Томас Пейн
- Из памфлета «Здравый смысл» о происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции
- О монархии и престолонаследии
- Мысли о нынешнем состоянии американских дел
- Из памфлета «Права человека»
- Конституция сша (1787)
- Статьи конфедерации
- План создания союза, предложенный а. Гамильтоном
- Конституция Соединенных Штатов Америки
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов, каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 7. Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, так же как в обсуждении других биллей.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VI
- Учение об обществе (антагонизм в обществе как причина движения к законообразному порядку)
- Трудность достижения задачи наилучшего общественного устройства
- (Неизбежность злоупотреблений для облеченных властью)
- К вечному миру
- «Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».
- «Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Философия духа
- Философия права
- Социальная утопия и антиутопия
- Томас Мор
- Томазо Кампанелла
- Джерард Уинстэнли
- Жан Мелье
- Габриэль Бонно де Мабли
- Морелли
- Гракх Бабёф
- Шарль Фурье
- Анри де Сен-Симон
- Роберт Оуэн
- Этьенн Кабе
- Антиутопии
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Часть вторая традиции политических учений востока
- Индо-буддийская традиция
- Древнеиндийская литература
- Из Ригведы о единстве всего сущего
- Гимн щедрости
- Космогонический гимн
- Упанишады
- Из Упанишад гимн первооснове всего сущего
- Рабиндранат тагор. Из цикла «арогго» («выздоровление»)
- Законы Ману
- Из «Законов Ману»
- Индо-Буддийская общественно-политическая мысль XX в.
- Махатма Ганди
- Из книги «Моя жизнь»
- Сатьяграха — искусство жить и умирать
- Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе53 14 февраля 1916 г.
- Из брошюры «Хинд сварадж»56
- Джавахарлал Неру
- Из речей и выступлений65
- Концепции «Индийского социализма»
- Дж. К. Джохари. Сарводайя71
- Буддийская традиция в общественно-политической мысли современной Японии
- Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»
- Дийсаку Тода. Рассматривайте это как мое завещание
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Китайско-конфуцианская традиция
- Социально-политические идеи конфуцианства в древности и средневековье Конфуций
- Из «Луньюя»
- Конфуцианская социальная утопия
- Из «Луньюя»
- «Лицзи» («Книга установлений»)
- Из главы «Лиюнь» («Действенность ритуала»)
- Социальная утопия Мэн Цзы
- Из сочинений Мэн Цзы
- Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина
- Из «Персикового источника»
- Средневековая политическая утопия. Дэн Му
- Из трактата «Цзюньдао» («Путь государя»)
- Социально-политическая мысль Китая XIX — XX вв.
- Идеология тайпинского Движения
- Хун Сюцюань. Из «Поучения об истинном пути пробуждения мира»
- Из «Земельной системы Небесной династии»
- Идеология реформаторского движения
- Кан Ювэй. Из «Комментариев к «Лиюнь»
- Современная политическая мысль Китая
- Социально-политическая теория Сунь Ятсена
- Из речи «Три народных принципа и будущее Китая» (21 декабря 1906 г.)
- Литературная антиутопия Лао Шэ
- Из «Записок о Кошачьем городе»
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Арабо-исламская традиция
- Из Корана Сура 1 Открывающая книгу
- Общественно-политические воззрения Арабо-исламских философов Средневековья
- Социально-политические взгляды Абу Насра Аль-Фараби
- Из «Трактата о взглядах жителей добродетельного города»
- Общественно-политическая мысль современного арабо-мусульманского Востока
- Исламская политология
- Джамил Ханифи. Из статьи «Концепция исламской социальной системы»107
- «Третья мировая теория» Муаммара Каддафи
- Муаммар Каддафи. Из «Зеленой книги»
- Внешнеполитические взгляды идеологов арабского Востока
- Абдуррахман Муниф. Право «третьего мира» не соглашаться
- Контрольные вопросы и темы для обсуждения
- Классификация городов аль-фараби
- Цитируемая литература
- Рекомендуемая литература
- Часть третья общественно-политическая мысль россии
- Русская государственная идея в общественно-политической мысли россии XIX — XX вв.
- Цитируемая литература
- Политическая идеология славянофильства
- И. С. Аксаков
- Иван Аксаков «Союз государства и земли»
- Д. А. Хомяков
- Из книги «Православие. Самодержавие. Народность».
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Н. Я. Данилевский111
- Из книги «Россия и Европа» Глава V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
- Глава VI. Отношение народного к общечеловеческому
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. Н. Леонтьев
- Из работы «Византизм и славянство» Глава VI. Что такое процесс развития?
- Глава VII. О государственной форме
- Глава IX. О возрасте европейских государств
- Глава X (5). Продолжение того же
- Глава XII. Заключение
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- К. П. Победоносцев
- Из книги «Великая ложь нашего времени»
- Новая демократия
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Л. А. Тихомиров
- Протоиерей Иоанн Восторгов «Что такое монархия?: (Краткое изложение в катехизической форме мыслей соч. Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность»)»183
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы202
- И. А. Ильин
- Из книги «о сущности правосознания» Глава двенадцатая сущность государства
- Глава тринадцатая форма государства
- Глава четырнадцатая аксиомы власти
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- И. Л. Солоневич
- Контрольные вопросы
- Литература
- Проблемы державного строительства в работах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
- Митрополит Иоанн статья «Русский узел»
- Что происходит?
- Порыв к истокам
- Смысл истории
- Тайна русской судьбы
- Загадки перестройки
- Сценарии смуты
- Как быть
- Статья «Священное и страшное дело — власть» Духовные основы государственности
- Великая ложь демократии
- Статья «Державное строительство»
- Единство политики и нравственности
- Единство народа и власти
- Межнациональное единство
- Средства державного строительства
- «Самодержавие и Россия» к участникам всероссийского монархического совещания Во имя отца и сына и святого духа!
- Контрольные вопросы
- Темы для обсуждения и самостоятельной работы
- Литература
- Содержание