logo
book_hr

Современная политическая мысль Китая

Наступила полная темнота, пришла долгая мрачная ночь… Бесчисленное множество ученых во мраке ночи отправились различными путями на поиски света, готовые довольствоваться хотя бы таким светом, какой излучает фонарь или лампа. Некоторые из них ловили светлячков и считали, что им удалось найти драгоценность… Как все это печально!

КАН ЮВЭЙ

Исследование учения Конфуция, о реформе государственного строя.

Когда хаос достигает предела, ему на смену приходит порядок; когда мрак доходит до крайности, ему на смену приходит свет. Таково дао Неба.

ХУН СЮЦЮАНЬ. Поучение об истинном пути пробуждения мира

В начале XX в. в Китае протекали сложные и противоречивые экономические и внутриполитические процессы. Усиление позиций империализма после разгрома восстания ихэтуаней (1898 — 1901) углубило полуколониальное положение страны, создало угрозу полной потери национальной независимости. Вовлечение Цинской империи в хозяйственную систему мирового рынка способствовало разложению феодального уклада, стимулировало развитие нового, капиталистического производства, одновременно обнажая его отрицательные черты.

В этой неоднозначной обстановке многие передовые умы Китая были озабочены двумя взаимосвязанными проблемами: как спасти страну от национальной гибели и какому пути развития общества отдать предпочтение — восприятию опыта капиталистического Запада с его социальными контрастами и антагонизмами или же иному варианту преобразования, который позволил бы избежать негативных сторон капитализма. По этим вопросам в печати развернулась оживленная полемика, которая явилась предысторией «дискуссии о социализме», достигшей особенно, широкого размаха в 20-х годах XX в. В споре о социализме приняли участие видные китайские идеологи как революционного, так и реформистского направления: Сунь Ятсен, Чжу Чжисинь, Фэн Цзыю, Ху Ханьминь, Лян Цичао и др.