logo
book_hr

Средневековая литературная утопия Тао Юаньмина

В истории духовной культуры китайско-конфуцианской цивилизации средние века отмечены существенной трансформацией ее творца и носителя: странствующий советник и свободный доктринер-мыслитель древности превращается в «государственного человека», в «чиновника-литератора». В это время популярность и относительную самостоятельность приобретает литературное направление, героем которого является «государственный человек» в моменты его временного или окончательного отстранения от политической деятельности, в моменты его перехода из социума в мир природы. Центральная фигура этого направления — Тао Юаньмин (365 — 427), автор знаменитого «Персикового источника», произведения, оказавшего колоссальное влияние на китайскую литературу [11].

«Персиковый источник» представляет собой особый вид утопии: это утопия отшельников и поэтов, утопия «бегства», «ухода» (сегодня мы сказали бы «эскапизма»), В этом произведении сильно влияние не только конфуцианства, но и даосизма: здесь очень ярко воплощен основной постулат даосской социальной философии о том, что человеку не требуется общество себе подобных, — для счастливой гармоничной жизни ему вполне достаточно природы.

Сюжет «Персикового источника» вкратце сводится к следующему. Один рыбак случайно находит вход в пещеру, ведущую в неведомую страну. Там, не общаясь с внешним миром, живут люди, некогда бежавшие от бедствий циньского времени. Они живут счастливо и не хотят возвращаться в большой мир, поэтому обращаются к рыбаку с просьбой не рассказывать о них. Рыбак поступает наоборот. Однако те, кому он поведал об удивительной стране, найти ее так и не смогли.