logo search

Цензура и контроль над образованием

240

Стремление властей контролировать общественные настрое- ния привело к изданию в 1826 г. Нового цензурного устава, который даже современники прозвали «чугунным». Цензорский

надзор был распространен на всю печать, закрывались журна- лы, следовали аресты авторов. В 1837 г. была установлена па- раллельная цензура, т. е. повторная проверка уже прошедших первичную цензуру произведений.

Система образования также была поставлена под строгий конт- роль государства, а круг допущенных к нему резко сокращен. В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр о запрещении принимать крепостных в гимназии и тем более в университеты.

Школьный устав 1828 г. разделил начальное и среднее об- разование на три категории:

для низших сословий — одноклассные приходские училища (чтение, письмо, счет и Закон Божий);

для средних сословий (мещан и купцов) — трехклассные училища (плюс география, история, начала геометрии);

для дворян и чиновников — семиклассные гимназии, подго- тавливающие к университету.

Университетский устав 1835 г. существенно ограничил ав- тономию университетов: университетский совет мог избирать ректора, но утверждал его министр, уничтожался университет- ский суд, разрешавший ранее внутренние вопросы, был введен строгий полицейский надзор за студентами. Университеты по- пали в зависимость от попечителя учебного округа, в части ок- ругов управление ими передано генерал-губернатору.

Однако экономическое развитие требовало подготовки об- разованных кадров в различных областях хозяйственной дея- тельности. В связи с этим был учрежден ряд новых заведений профессионального образования: Технологический институт, Архитектурный, училище гражданских инженеров, земледельче- ский институт и т. д.