logo

Министерства

В 1802 г. был издан указ об учреждении вместо коллегий министерств: военного, морского, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское военными морскими силами. В первой половине XIX в. эти два министерства были важнейшими в общей структуре министерство Российской империи, и именно на них приходилась огромная долей государственного бюджета.

Министерство иностранных дел велело внешними сношениями; на Министерство внутренних новое в структуре центральных учреждений — были возложены функции по организации и поддержанию общественного порядке таким образом, оно возглавило всю систему полицейских органом страны. Другой его важной функцией было управление государе венной промышленностью и строительством. Министерство юстиции осуществляло судебное управление, Министерство финансы должно было контролировать собираемость налогов, доходы и расходы государства. На Министерство коммерции возлагалась задача содействия торгово-промышленному развитию страны. Министерство просвещения ведало образованием граждан, подготовкой кадров для государственного аппарата, а также контролировало деятельность университетов, институтов, Академии наук, библиотек, музеев и типографий. Важнейшей задачей этого нового для России министерства было осуществление цензуры. Число министерств и приравненных к ним учреждений на протяжении первой половины XIX в. постоянно возрастало. В 1810 г. на базе Министерства внутренних дел было создано Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями. Однако этот опыт оказался не очень удачным, и уже в 1819 г. оно было ликвидировано, а его функции вновь былипереданы Министерству внутренних дел. Более эффективной была организация Государственного казначейства, в ведении которого находились вопросы исполнения государственного бюджета и выпуска казначейских билетов, а также создание ревизии государственных счетов контрольного финансового органа. Было также образовано Главное управление путей сообщения, в ведении которого находились, в частности, вопросы строительства железных дорог.

224

25 июня 1811 г. было подписано «Общее учреждение министерств» документ, определивший единообразие организаций

делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств другими учреждениями.

Коллегиальное делопроизводство сменилось исполнительным — был регламентирован порядок ведения дел: определенные форме регистрации, движение документа внутри министерства указанием сроков исполнения, отправка документов, проверка Исполнения и отчетность; только в одном департаменте минитерства каждый документ подергался 34 последовательным опе- рациям.

Руководящим органом министерств был Комитет министров. Будучи высшим административным учреждением России, осуществлял надзор за деятельностью государственного аппарата, толковал законы, разрабатывал проекты законов, рассматривал дела, которые затрагивали интересы нескольких ведомств. Постановления Комитета министров приводились в исполнение только после утверждения их царем, за исключением незначительных дел, которые решались на месте, например, назначение пенсий, пособий и т. д. По мысли создателей этого учреждения, Комитет министров должен был объединять деятельность министров. На самом же деле вследствие множества вопросов, которые он обсуждал, Комитет министров сделался одним из совещательных органов при царе. Председателем коми- тета являлся царь или по его поручению один из членов Коми- тета министров.

Созданная система администрации имела и отрицательные стороны.

Во-первых, компетенция министерств и других высших орга- нов, которые также занимались административными вопросами, определялась недостаточно четко. Во-вторых, не были установлены пределы власти министров и характер их ответственности за свои распоряжения. В-третьих, деятельность министров практически не контролировалась, что порождало их безответственность.

225

В целом образование министерств усилило централизацию государственного аппарата. Их преимуществами по сравнению с коллегиальной формой управления были значительно более высокая оперативность в делах управления, установление пер- сональной ответственности руководства и непосредственных исполнителей, которым поручалось ведение конкретного дела. Также были значительно расширены возможности канцелярий, возросло их влияние.

Реформа 1801 —1811 гг. значительно укрепила центральный государственный аппарат. С этого времени местные правитель- ственные и сословные учреждений значительно более тесно, раньше, были связаны с центром.

Синод

Синод по-прежнему являлся высшим органом управления де- лами православной церкви. Постепенно Синод утратил важный хозяйственные функции, которые перешли к государственный чиновникам, и государство практически полностью подчинил себе церковь как в плане организационном, так и администра- тивном.

* * *

Таким образом, функции центральных высших учреждений- Комитета министров, Государственного совета и Сената — нередко неизбежно переплетались: Комитет министров занимал- ся не только делами высшей администрации, Государственный совет был не единственным органом, в котором обсуждались за- конопроекты, Сенат — не единственным органом межведомст- венного надзора. Ведущим органом можно считать Комитет ми- нистров, воплотивший характерное для феодальной монархи преобладание управления над законностью.

Естественно, что в таких условиях особое значение приобре- тали личные качества высших чиновников и императора.

С течением времени Александр I все более склонялся к мисс- тицизму, его мрачное настроение сказывалось на жизни всего общества. Многие его начинания, в том числе в сфере государ- ственного управления, были приостановлены. Даже до стадии общественного обсуждения не были доведены важнейшие для страны проекты: конституции, освобождения крестьян, подготов- ленные ближайшими сподвижниками Александра I Н.Н. Ново- сильцевым, Н.С. Мордвиновым, А.А. Аракчеевым и др.

226

Особенно важную роль в управлении государством играл Л.Л. Аракчеев (1769—1834). Он имел немалый опыт работы в государственных структурах: в 1808 г. он стал военным мини- стром и сделал немало положительного для упорядочения дея- тельности министерства, усовершенствовав структуру мини- стерства и улучшив качество его работы. В 1810 г. он возглавил Департамент военных дел в Государственном совете. Постепенно

он фактически сосредоточил в своих руках руководство государственным советом, Комитетом министров и Императорской канцелярий. Он имел почти неограниченное влияние на императора и в конце концов стал единственным докладчиком царю по всем вопросам. Министры, деятели церкви, другие высшие чиновники — все представляли свои доклады Аракчееву, а тот уже информировал царя. Многие были недовольны Аракчеевым и теми методами управления государством, которые при нем установились. Но жаловаться Александру I на его любимца было бесполезно: жалобы или не доходили до царя, или он им просто не верил. Главной заботой и тем новшеством, которое н внес в жизнь России начала XIX в., было устройство воен- ных поселений. В их основе лежала идея создания резерва обученных войск без увеличения расходов на армию.

После смерти Александра I в 1825 г. Аракчеев лишился всех своих должностей, за исключением поста начальника военных поселений. Но методы управления армией и страной, установ- ленные при Аракчееве и получившие название аракчеевщины, сохранились в значительной степени и при преемнике Александ- ра I — Николае I.